Зарождение эры электричества на Дальнем Востоке (с конца XIX — начало ХХ вв.)
История Дальневосточной энергетики уходит своими корнями в далекое прошлое нашей страны.
В конце 1870—х — начале 1880—х гг. в России начинает зарождаться и развиваться электроэнергетика, создаются благоприятные условия для широкого применения электричества в промышленности и электрического освещения в быту. Практическое применение электричества в России началось в 1879 г. — в Петербурге была построена первая в России электростанция, электрическими лампочками П.Н. Яблочкова, изобретенными в 1875 г., был освещен Литейный мост в Петербурге. В том же году Т.Эдисон создал лампу накаливания, пригодную для массового употребления. В 1881 г. он приступил к сооружению первой в мире центральной электростанции (на Перлстрит в Нью—Йорке).
В 1882 г. в Петербурге освещается Невский проспект, в Москве 15 мая 1883 г. организована электрическая иллюминация Кремля, а чуть позже электрифицируется Зимний дворец в Петербурге. Первая центральная электростанция в Москве – Георгиевская - была построена в 1886 г. В 1887 г. введена в строй электростанция в Царском Селе (ныне г.Пушкин).
Это был первый город в Европе, освещенный исключительно электричеством.
Возникновение техники трехфазных токов решило задачу передачи энергии на значительные расстояния, до этого дальность электропередачи не превышала 15 км. На международной электротехнической выставке 1891 г. во Франкфурте-на-Майне впервые, под руководством М.О. Доливо-Добровольского, была сооружена линия электропередач протяженностью 175 км.
С 1870-х гг. развертываются работы по применению электрической энергии на транспорте, первый в России электрический трамвай был пущен в 1892 г. в Киеве.
В 1897 г. введена в строй электростанция на Раушской набережной в Москве, вырабатывающая переменный трехфазный ток. Это была первая действительно крупная станция в России. В 1890-е гг. начался переход от механических систем передачи энергии к электроприводу, что ознаменовало собой новый, современный этап в развитии электроэнергии. Тогда же появилась возможность создания энергетических систем.
Итогом предвоенного развития электроэнергетики России стал выход в 1913 г. на суммарную установленную мощность источников электроэнергии в 1100 МВт и выработку 1900000 МВт/ч. Россия занимала одно из лидирующих позиций в развитии электроэнергетики в мире.
На Дальнем Востоке первые электростанции были пущены в эксплуатацию в конце ХIХ в. военным ведомством, рядом частных коммерческих предприятий и общественных организаций. Впервые внедрение электрической энергии началось во Владивостоке в 1885 г.
В конце ХIХ – начале ХХ вв. электричество стало постепенно внедряться и на промышленных предприятиях Дальнего Востока, оборудованных паровыми двигателями. Электростанции в то время состояли из локомобиля (парового котла) с приводом на динамомашину, которая и вырабатывала электроэнергию. Осветительные приборы и провода поставлялись из Европейской России или же из-за рубежа. Локомобили были рассчитаны на использование дров в качестве топлива, что обуславливало их маломощность.
Первое место в промышленном производстве Дальнего Востока занимала обработка сельскохозяйственной продукции (мельницы, винокуренные заводы и т.д.), затем шла обработка и переработка лесных материалов (лесопильные заводы). Третье, по значимости, место занимала обработка металлов (чугунно-ли-тейные и механические заводы, механико-технические заведения и др.). В Приморской области фабрично-заводская промышленность постепенно развивалась, концентрируясь преимущественно во Владивостоке, Никольске-Уссурийском, Хабаровске и Николаевске-на-Амуре, в Амурской области - в Благовещенске.
В конце ХIХ – начале ХХ вв. началось внедрение электроэнергии в горнорудной и золотопромышленности Дальнего Востока.Таким образом, на промышленных и торговых предприятиях Дальнего Востока происходило постепенное внедрение электроэнергетики.
В конце ХIХ в. на Дальнем Востоке местными самоуправлениями и отдельными лицами поднимается вопрос об устройстве в городах региона электрического освещения. При этом предусматривалось, что для оснащения будущих электростанций будет использовано более мощное, чем локомобили, специально разработанное оборудование. Это оборудование могло работать на угле и нефтепродуктах, что значительно повышало выработку электроэнергии. Однако использование оборудования на основе применения постоянного тока сужало возможности электроэнергетики. Качественный и количественный скачок в энергетике Дальнего Востока произошел только в 1930-х гг. после внедрения трехфазной системы переменного тока.
1 ноября 1906 г. была пущена Хабаровская городская электростанция.В 1908 г. городская электростанция была построена в Благовещенске. В 1909 г. вступила в строй электростанция в Никольске-Уссурийском. 18 февраля 1912 г. была принята в эксплуатацию Владивостокская городская электростанция, а в конце 1912 г. в городе была сооружена трамвайная линия протяженностью 5,5 км. В 1915 г. была построена городская электростанция в Николаевске-на-Амуре. Таким образом, перед Первой мировой войной продолжалось развитие электроэнергетики на Дальнем Востоке. Правда, строящиеся электростанции были небольшого размера и мощности. Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на распространение электроэнергетики для нужд промышленности и освещения городов, ее использование находилось на низком уровне. Дальнейшие планы по строительству электростанций и расширению трамвайного сообщения в городах Дальнего Востока прервали Первая мировая война, и начавшаяся затем в России Гражданская война.
Источник: dvgk.ru