0 / 0

ОСТАВЬТЕ СВОЙ ОТЗЫВ




ОСТАВЬТЕ СВОЙ ОТЗЫВ




В этот день

В этот день

Меню

emblem
logo
emblem

Глава 14

Военная реформа

0 / 0

ВОЕННАЯ РЕФОРМА

ЦИФРЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

в 1913 году

состав

вооруженных сил

13 военных округов

2 флота

3 флотилии

37 корпусов

461 корабль

263 самолёта

1462 генерала и адмирала

50 919 офицеров

1 375 878

солдат и матросов

в 1913 году

военно-учебные

заведения

7 академий

23 военных училища

7 офицерских школ

5 офицерских классов

31 кадетский корпус

ЗАБОТА О СОЛДАТЕ

Император Николай II в 1905 году увеличил жалованье нижних чинов, солдатам впервые стали выдавать постельные принадлежности. В 1907 году в армии введено новое единое обмундирование. Николай II лично опробовал полевую форму в ходе длительного перехода. Государь сократил сроки военной службы (в пехоте и полевой артиллерии — с 5 до 3 лет, в других родах войск — с 5 до 4 лет, на флоте — с 7 до 5 лет).

УКРЕПЛЕНИЕ ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА

Император Николай II значительно укрепил офицерский корпус России. Юнкерские училища были преобразованы в военные училища, получившие новые программы. Открыты 3 новых академии, 2 военных училища, 8 кадетских корпусов. В 1912 году только 53,6% офицеров (в пехоте — 44,3%) происходили из дворян, остальные — из других сословий. Император значительно повысил денежное довольствие офицеров и военные пенсии.

АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ АРМИИ

Император Николай II целенаправленно оснащал Русскую армию автотехникой. Уже в 1897 году на Белостокских маневрах были проведены испытания автомобилей. В 1906 году бронеавтомобиль с пулеметом успешно прошел испытания на маневрах в Красном Селе. В 1910 году была сформирована первая учебная автомобильная рота. В 1912 году началось серийное изготовление автомобилей «Руссо-Балт». К 1914 году в армии сформировано 5 авторот, имелось 711 автомобилей и 101 мотоцикл. К 1917 году в Русской армии было 22 автомобильных подразделения, около 10 тысяч автомобилей.

ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ОСУЩЕСТВИЛ ОДНУ ИЗ САМЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ ВОЕННЫХ РЕФОРМ В ИСТОРИИ РОССИИ. ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА В ПЕРИОД ЕГО ЦАРСТВОВАНИЯ БЫЛА НАПРАВЛЕНА НА ПОВЫШЕНИЕ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ, ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В АРМИИ С УЧЕТОМ УРОКОВ РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ, ВОЗРОЖДЕНИЕ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА, УКРЕПЛЕНИЕ ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ

Император Николай II полностью реорганизовал в 1905–1908 годах управление сухопутными и морскими Вооруженными Силами России. Было учреждено самостоятельное Главное управление Генерального штаба (с 1908 года в составе Военного министерства). В ведение Генштаба были переданы основные вопросы подготовки страны к войне. По указу Императора созданы Совет государственной обороны (1905 г.), Высшая аттестационная комиссия (1906 г.), Морской Генеральный штаб (1906 г.). В 1909–1912 годах приняты новые уставы и наставления, в том числе Устав полевой службы.

В ИНТЕРЕСАХ МОБИЛИЗАЦИИ

Император Николай II был инициатором введения в европейской части страны территориальной системы комплектования, создания корпусных, дивизионных и полковых районов пополнения, что существенно облегчило мобилизацию. В армии были упразднены слабые в боевом отношении резервные и крепостные войска, составлявшие свыше 15 процентов общей ее численности.

УСИЛЕНИЕ АРТИЛЛЕРИИ

Император Николай II принимал решительные меры по усилению артиллерии. В 1909–1910 годах были созданы корпусная и полевая тяжелая артиллерия, на вооружение войск поступили более совершенные 122- и 152-мм гаубицы, 107-мм скорострельные пушки.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ РОДА ВОЙСК

Император Николай II значительно усилил инженерные (саперные, телеграфные, понтонные), железнодорожные войска, войска связи, на вооружение которых начали поступать новые понтоны и мостовые конструкции, средства инженерного заграждения, путеукладчики, радиостанции.

РОЖДЕНИЕ ПОДВОДНОГО ФЛОТА

Император Николай II 19 (6) марта 1906 года создал подводные силы флота. При его поддержке в 1903 году была построена первая подводная лодка «Дельфин» по проекту И. Бубнова. В 1912 году началось создание подводных лодок типа «Барс». Первый в мире подводный минный заградитель «Краб» построен в 1915 году по проекту М. Налетова. Первое соединение — бригада подводных лодок — было сформировано по указу Николая II в 1911 году. Перед Первой мировой войной Россия имела 43 подводные лодки, которые впоследствии потопили около 60 транспортов противника.

ОЦЕНКА БУДУЩЕГО ПРОТИВНИКА

Начальник германского Главного штаба генерал фон Мольтке в 1914 году так оценивал результаты военной реформы в Русской армии: «Боевая готовность России со времени Русско-японской войны сделала совершенно исключительные успехи и находится ныне на никогда еще не достигавшейся высоте».