0 / 0

ОСТАВЬТЕ СВОЙ ОТЗЫВ




ОСТАВЬТЕ СВОЙ ОТЗЫВ




В этот день

В этот день

Меню

emblem
logo
emblem

Глава 12

Водные и сухопутные пути сообщения

0 / 0

ВОДНЫЕ И СУХОПУТНЫЕ ПУТИ СООБЩЕНИЯ

ЦИФРЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

IМЕСТО
в мире

речной

флот

в 1913 году

5556 паровых судов

24 151 непаровых судов

IМЕСТО
в мире

наливной

флот

в 1912 году

15 танкеров

морской

торговый

флот

в 1914 году

1103 парохода

2597 непаровых судов

дорожная

сеть

России

в 1914 году

774 704км

ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II

ПРИДАВАЛ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЮ ВОДНЫХ И СУХОПУТНЫХ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ, ПОДДЕРЖКЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ. БУДУЧИ ВАЖНЕЙШЕЙ ЧАСТЬЮ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ОНИ СЫГРАЛИ ОГРОМНУЮ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТРАНЫ, ВО ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ, ОСВОЕНИИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ И СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, УКРЕПЛЕНИИ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ ГОСУДАРСТВА.

ТЫСЯЧИ ВЕРСТ ШОССЕ

Император Николай II уделял особое внимание строительству шоссейных дорог. В начале его царствования было 23 000 км шоссейных дорог (без Финляндии), в 1913 году — 35 939 км (рост на 60%).

МИЛЛИАРДЫ ПУДОВ ПО ВОДЕ

Общая длина рек, озер и каналов России (без учета Финляндии) в 1913 году составляла 387 081 км, из них сплавных и судоходных — 289 647 км. Ежегодные затраты на улучшение водных путей в 1906–1913 годах выросли в два раза. Император Николай II лично инициировал проведение работ по шлюзованию рек Оки, Шексны, Северного Донца, Дона. Объем перевозок по внутренним водным путям в 1894–1911 годах вырос в 3 раза. Только в 1909 году он составил 3,4 млрд пудов. К 1913 году доля речного транспорта в грузообороте страны составила 22,9%, объем пассажирских перевозок — 16,1%. Среди грузов преобладали лес (50%), хлеб и нефть. За 1902–1912 годы в России было построено 58 178 речных судов, из них 1460 — паровых.

МОРСКИЕ ВОРОТА РОССИИ

Император Николай II в 1902 году подписал Указ о создании Главного управления торгового мореплавания и портов. К 1914 году Россия имела 26 крупнейших портов в Белом, Балтийском, Черном, Азовском, Каспийском морях, на Тихом океане. Их общий грузооборот по сравнению с 1905 годом увеличился в 4,5 раза. В 1913 году (включая погрузку и разгрузку) он составлял 44,4 млн тонн различных грузов, из них 15,7 млн. т приходилось на экспортные грузы, 5,5 млн. т — на импортные. В 1903–1907 годах число судов по приходу-отходу в порты России составило 26 663, а в 1913 году — 43 368. В начале XX века 52% ввоза и 70% вывоза товаров осуществлялось Россией морским путем.

ПЕРВЫЙ В МИРЕ ТЕПЛОХОД

Император Николай II активно претворял в жизнь стратегию развития морского транспорта. Если в 1896 году в России было 522 парохода, то в 1913 году — 1103 парохода. Только за 1905–1914 годы число пароходов увеличилось на 32,1%, их вместимость — на 41%, грузоподъемность — на 53,3%. В 1903 году в России был построен первый в мире теплоход «Вандал», в 1908 году — первый в мире морской наливной теплоход-танкер «Дело».

НАЧАЛО СЕВЕРНЫХ НАВИГАЦИЙ

В годы царствования Николая II произошло масштабное освоение северных и дальневосточных водных путей сообщения. С 1906 года начали осуществляться ежегодные рейсы из Владивостока в устье реки Колыма в Восточно-Сибирском море. В Белом море и Северном Ледовитом океане поддерживались Мурманская, Варангерская, Онежская, Кандалакшская, Мезенская, Печорская, Новоземельская линии (2–5 рейсов в навигацию). К 1913 году суда Добровольного флота обслуживали экспрессную линию в Японию, Китай и Корею, а также дальние каботажные линии в портовые пункты Охотского моря и Камчатки.

УЧИЛИЩА ДЛЯ МОРЯКОВ

Император Николай II большое внимание уделял подготовке кадров для морского транспорта. К 1914 году было открыто 37 учебных заведений, в том числе 10 училищ дальнего плавания на всех бассейнах и 3 училища малого каботажа.