Вклад императора Николая Второго в Победу 1945 года: был ли он на самом деле или это миф?
Когда говорят про Победу в Великой Отечественной войне, то вспоминают имена Жукова и Сталина. И это, наверное, правильно, хоть сейчас можно встретить много критики в отношении этих лиц. Со Сталиным все понятно – тиран. Но сейчас и Георгия Константиновича любят покритиковать, утверждая, что он взял немцев количеством, а к солдатам не относился с должным вниманием. Это отдельная тема. Речь сейчас не о ней.
Часто наталкиваюсь на мысли о том, что есть заслуга в Великой Победе и императора Николая Второго. Так ли это? Какие доводы используются?
1) Линкоры (линейные корабли), созданные еще в Российской империи, защищали Ленинград и некоторые другие города. Есть такое дело. Когда Россия потерпела неудачи в войне с японцами, а флот, по сути, был уничтожен, Николай Второй занялся вопросами постройки новых линкоров.
На рассмотрении было несколько десятков проектов, в том числе, иностранных. Из них было отобрано небольшое количество. Имперские линкоры успешно использовались большевиками. Историки обращают внимание, что немцы, взяв Пулковские высоты, остановились перед Ленинградом в чистом поле. Казалось бы, идите дальше, берите город. Но нет. Солдаты Рейха встали ровно по линии, куда могла добить крупнокалиберная артиллерия тех самых царских линкоров.
2) При Николае была построена Мурманская железная дорога, которая во времена Великой Отечественной называлась Кировской. Именно о защите этого стратегического объекта идет речь в фильме «А зори здесь тихие…». Сколько по этой ветке было переправлено грузов, живой силы, продовольствия… Все для фронта, все для Победы!
3) Оборонительные укрепления Севастополя. Во времена ВОВ прославилась 35-я береговая батарея. А заложены эти укрепления были в 1911 году. Опять же – Николаем Вторым.
Царь, озадаченный историей Порт-Артура, решил, что на мысе Херсонес, нужно возвести сооружения, которые способны выдержать попадания мощных бомб, защитить участников возможной обороны от химического оружия и так далее.
Бетона ушло больше, чем при строительстве ДнепроГЭС. Понятно, почему укрепление выстояло и существует до сих пор. Здесь, конечно, сыграл свою роль и героизм советского народа – этого отрицать нельзя.
4) Еще одна железная дорога – Транссибирская магистраль, тоже была построена при царе. Она позволяла оперативно поставлять ценные грузы, живую силу из тыла на фронт, перемещать необходимое по стране.
Что еще можно добавить? Вспоминают легендарные винтовки Мосина, артиллерийские орудия, которые сохранились со времен Российской империи, снаряды и многочисленные заводы, которые повсеместно появлялись во время правления Николая Второго.
Всё выглядит очень логичным: царь, который, в принципе, был человеком для своей эпохи современным, который пережил массу горестей и поражений: события 1905 года, неудача в русско-японской войне, распоряжался относительно индустриализации страны и укрепления её обороны.
В результате, были созданы вещи, которые уже Советскому Союзу помогали воевать с Гитлером. Здесь дополню еще, что многие советские командиры были офицерами или обучались военному делу еще в Российской империи – тоже есть преемственность. И это правильно – рассматривать историю страны как целостный и неделимый процесс.