0 / 0

ОСТАВЬТЕ СВОЙ ОТЗЫВ




ОСТАВЬТЕ СВОЙ ОТЗЫВ




В этот день

В этот день

Меню

emblem
logo
emblem

Глава 5

Ведущая энергетическая страна

0 / 0

ВЕДУЩАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДЕРЖАВА

ЦИФРЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

нефтяная

промышленность

в 1914 году

373

предприятия

9,3 млн. т нефти

6,6 млн. т

нефтепродуктов

IIМЕСТО
в мире

угольная

промышленность

в 1916 году

568

предприятий

34 млн т угля

3,9 млн т кокса

экспорт

смазочных

масел

в 1914 году

IМЕСТО
в Европе

21%

европейского экспорта

ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО И НЕУКЛОННО ДОБИЛСЯ ТОГО, ЧТОБЫ РОССИЯ ВОШЛА В ЧИСЛО ВЕДУЩИХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ДЕРЖАВ МИРА. ПРОДУМАННЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТРАСЛИ, УНИКАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ НЕФТЯНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ, СУЩЕСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ НА ЭКСПОРТ СЫРОЙ НЕФТИ, РАЗРАБОТКА КРУПНЕЙШИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ УГЛЯ НА УРАЛЕ И В СИБИРИ ПРИВЕЛИ К НЕБЫВАЛОМУ ПОДЪЕМУ НЕФТЯНОЙ И УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. В РОССИИ ДОБЫЧА И ПЕРЕРАБОТКА МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ОСУЩЕСТВЛЯЛИСЬ НА ДОСТОЙНОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ.

УГОЛЬ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ

В годы правления Императора Николая II добыча угля выросла в пять раз и составила в 1913 году 32 млн тонн. Врубовые машины и механические отбойные молотки впервые появились в Донбассе в 1909 году. С 1910 года началась разработка новых мощных залежей Кузнецкого и Черемховского бассейнов. К 1913 году уголь в топливно-энергетическом балансе России составлял 50,3%. Крупнейшими потребителями угля были железные дороги (26,7%), металлургические заводы (22,3%). К 1913 году приток иностранных капиталов в угольную промышленность Российской империи достиг 108,2 млн рублей золотом. В годы Первой мировой войны Россия единственная из воюющих стран увеличила добычу угля на 18,4%.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СЫРЬЕ

Император Николай II первым из руководителей мировых держав осознал стратегическое значение нефти для экономики и обороны государства. По объемам добычи нефти (11,3 млн тонн) Россия в 1898 году обогнала США. К 1910 году в России было 133 нефтеперерабатывающих завода (101 на Кавказе и 32 в Поволжье). В 1913 году было произведено 4,2 млн тонн мазута, использовавшегося в энергетическом хозяйстве и в качестве топлива для кораблей. Удельный вес нефти в энергоресурсах России в 1913 году: промышленность — 56%, железные дороги — 33%, водный транспорт — 20%, электростанции — 60%.

ТАНКЕРНЫЙ ФЛОТ

Российская империя была новатором в создании нефтепродуктопроводов, танкерного флота, резервуаров для хранения нефти, бензина и керосина, их перевозки в железнодорожных цистернах. Первый в мире теплоход- танкер «Дело» построен в России в 1908 году. В 1911 году спущен на воду первый в мире паротурбинный миноносец «Новик», работавший на мазуте.

НА ЭКСПОРТ-НЕФТЕПРОДУКТЫ

Император Николай II с целью развития нефтяной промышленности и машиностроения в 1896 году запретил экспорт сырой нефти. Структура нефтеэкспорта в 1913 году: керосин — 46,2%, бензин — 16%, масла и смазки — 25,1%, мазут — 6,8%. В 1904 году Россия вывезла 1,37 млн. т керосина, в 1913 году — 210 тыс. т осветительных и смазочных масел и 628 тыс. т нефтяных. Нефтепродукты шли в Англию, Австро-Венгрию, Германию, Голландию, Индию, Китай, Японию.

МИРОВЫЕ СТОЛИЦЫ НЕФТИ

В годы правления Николая II Баку и Грозный превратились в мощные индустриальные центры. В 1901 году Бакинский нефтяной район давал 50% мировой добычи. В 1908 году в России имелось 57 884 паровых котла, где в качестве дешевого топлива использовались тяжелые фракции нефти. К 1912 году в стране было 45 449 гидросиловых установок (треть — гидротурбинные установки) общей мощностью 636 856 л. с. Нефтяная промышленность России из «осветительной» превратилась в топливную.

КЕРОСИН ПО ТРУБЕ

К 1917 году в России было построено 1278,7 км магистральных трубопроводов. Керосинопровод Баку – Батум длиной 882,5 км с 16 перекачивающими станциями был самым мощным в мире. Нефтепродуктопровод Грозный – Петровск (Махачкала) имел протяженность 162 км. Все оборудование изготовлено на отечественных предприятиях.

ГРАН-ПРИ «РУССКОМУ ДИЗЕЛЮ»

Э. Нобель в 1899 году впервые в мире развернул массовое производство двигателя внутреннего сгорания Р. Дизеля, работавшего на сырой нефти. В 1900 году «русский дизель» получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Задел по дизельным моторам позволил затем в СССР развить самое передовое танковое моторостроение.