29 марта | 2021
Автор: Admin
В Историческом музее открылась выставка «Придворный костюм середины XIX – начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа»
150-летие Исторического музея будет в 2022 году, но его уже начали отмечать. «Придворный костюм середины XIX – начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа» – первая в череде юбилейных выставок. В Москву привезли 50 костюмов и 60 аксессуаров, в том числе шляпки и даже чулки Марии Федоровны. Супруга Александра III вообще стала главной героиней показа.
В 1831 году указом Николая I были регламентированы гражданские мундиры и придворные тоже. Что до придворного костюма, тот был регламентирован даже в случаях балов, вплоть до цвета ткани. Негласным законом для приглашенных оставалось правило не надевать «самое модное или очень дорогое».
Балы и маскарады Мария Федоровна очень любила. Но и без того основная часть привезенных сейчас а Москву костюмов принадлежала ей. Родив шестерых детей, она сохранила талию в 65 см и для современников оставалась, как сказали бы сегодня, иконой стиля. Ей многое было к лицу, она не боялась ярких цветов и рискованных сочетаний, каким организаторы считают красное с черным визитное платье, сшитое в петербургской мастерской Ивановой.
Императрица стала одной из тех монарших особ, кому шил в Париже известный во всей Европе поставщик французского двора кутюрье Чарльз Ворт, создатель первого модного дома и первых показов женского костюма с манекенщицами. Он работал для Марии Александровны, Марии Федоровны и Александры Федоровны, однако сохранились только наряды второй императрицы. Мария Федоровна так доверяла Ворту, что делала заказы по телеграфу.
Считается, что Ворт ввел моду шить два лифа к одной юбке (строгий – для визитов, с декольте – для вечерних приемов). У императрицы, конечно, такой костюм имелся, здесь показывают наряд из бархата клюквенного цвета. А любопытен не столько эстетически, сколько культурологически, как пример взаимовлияния интерьера и костюма, «обивочный» стиль (Tapissier) 1880-х годов. Это еще одно вортовское визитное платье для императрицы. Такие шили из материалов и с отделкой, сходными с обивочными тканями для интерьеров, имитируя даже бахрому и помпоны – помпончиками в данном случае декорирован лиф, бахромой – подол.
На выставке ведут от мундиров и дамских костюмов, в основном визитных, к балам и маскарадам, завершая маршрут свадьбой Николая II. Зритель оказывается, с одной стороны, в круге многочисленных придворных, от камердинеров до арапов и камер-казаков, а с другой – в круге ателье тех лет: помимо упомянутого дома Чарльза Ворта это петербургские мастерские Ольги Бульбенковой, Мари Нуарель и фирма «И.П. Лидваль». По пути вы попадаете в обозначенные фотообоями личные покои Марии Федоровны с домашними платьями, шляпами, туфлями, носовыми платками и чулками.
Со «сценографией» в проекте не все понятно, и принты вместо пейзажей за окном, как и помпезно-золотистые стены в некоторых залах, выглядят спорно. Но еще обиднее, когда обрывается на полуслове содержательная часть в экспликациях. В какой-то момент читаешь, что туалеты Марии Федоровны и ее придворных «оказывали влияние на развитие «петербургского» стиля в костюме этого периода». Как этот стиль распознать, к сожалению, не сказано. Между тем модельеры обращались к самым разным эпохам: тут и капот фасона «ампир» с завышенной талией, и домашнее платье, вдохновленное нарядами с картин итальянского Возрождения. Другой пример, когда жалеешь о лаконичности комментариев, связан с двумя веерами с шаржами на участников балов. Один из них представляет костюмированный бал, прошедший 25 января 1883 года во дворце великого князя Владимира Александровича. Эти веера – одни из самых необычных экспонатов выставки, выбивающиеся из общего торжественного строя. К тому же расписаны они были самим директором Императорских театров Иваном Всеволожским.
В отличие от Марии Федоровны Александр III балы считал сродни наказанию, не дал ни одного маскарада и вообще предпочитал преимущественно военную форму. То, что сейчас впервые показывают его штатские костюмы работы петербургских ателье, интересно звучит – но на деле это обычные брючные костюмы, с фраком визитный и с пиджаком прогулочный. Впрочем, общей торжественности это не мешает.
Источник https://www.ng.ru/culture/2021-03-23/7_8109_cult2.html
В 1831 году указом Николая I были регламентированы гражданские мундиры и придворные тоже. Что до придворного костюма, тот был регламентирован даже в случаях балов, вплоть до цвета ткани. Негласным законом для приглашенных оставалось правило не надевать «самое модное или очень дорогое».
Балы и маскарады Мария Федоровна очень любила. Но и без того основная часть привезенных сейчас а Москву костюмов принадлежала ей. Родив шестерых детей, она сохранила талию в 65 см и для современников оставалась, как сказали бы сегодня, иконой стиля. Ей многое было к лицу, она не боялась ярких цветов и рискованных сочетаний, каким организаторы считают красное с черным визитное платье, сшитое в петербургской мастерской Ивановой.
Императрица стала одной из тех монарших особ, кому шил в Париже известный во всей Европе поставщик французского двора кутюрье Чарльз Ворт, создатель первого модного дома и первых показов женского костюма с манекенщицами. Он работал для Марии Александровны, Марии Федоровны и Александры Федоровны, однако сохранились только наряды второй императрицы. Мария Федоровна так доверяла Ворту, что делала заказы по телеграфу.
Считается, что Ворт ввел моду шить два лифа к одной юбке (строгий – для визитов, с декольте – для вечерних приемов). У императрицы, конечно, такой костюм имелся, здесь показывают наряд из бархата клюквенного цвета. А любопытен не столько эстетически, сколько культурологически, как пример взаимовлияния интерьера и костюма, «обивочный» стиль (Tapissier) 1880-х годов. Это еще одно вортовское визитное платье для императрицы. Такие шили из материалов и с отделкой, сходными с обивочными тканями для интерьеров, имитируя даже бахрому и помпоны – помпончиками в данном случае декорирован лиф, бахромой – подол.
На выставке ведут от мундиров и дамских костюмов, в основном визитных, к балам и маскарадам, завершая маршрут свадьбой Николая II. Зритель оказывается, с одной стороны, в круге многочисленных придворных, от камердинеров до арапов и камер-казаков, а с другой – в круге ателье тех лет: помимо упомянутого дома Чарльза Ворта это петербургские мастерские Ольги Бульбенковой, Мари Нуарель и фирма «И.П. Лидваль». По пути вы попадаете в обозначенные фотообоями личные покои Марии Федоровны с домашними платьями, шляпами, туфлями, носовыми платками и чулками.
Со «сценографией» в проекте не все понятно, и принты вместо пейзажей за окном, как и помпезно-золотистые стены в некоторых залах, выглядят спорно. Но еще обиднее, когда обрывается на полуслове содержательная часть в экспликациях. В какой-то момент читаешь, что туалеты Марии Федоровны и ее придворных «оказывали влияние на развитие «петербургского» стиля в костюме этого периода». Как этот стиль распознать, к сожалению, не сказано. Между тем модельеры обращались к самым разным эпохам: тут и капот фасона «ампир» с завышенной талией, и домашнее платье, вдохновленное нарядами с картин итальянского Возрождения. Другой пример, когда жалеешь о лаконичности комментариев, связан с двумя веерами с шаржами на участников балов. Один из них представляет костюмированный бал, прошедший 25 января 1883 года во дворце великого князя Владимира Александровича. Эти веера – одни из самых необычных экспонатов выставки, выбивающиеся из общего торжественного строя. К тому же расписаны они были самим директором Императорских театров Иваном Всеволожским.
В отличие от Марии Федоровны Александр III балы считал сродни наказанию, не дал ни одного маскарада и вообще предпочитал преимущественно военную форму. То, что сейчас впервые показывают его штатские костюмы работы петербургских ателье, интересно звучит – но на деле это обычные брючные костюмы, с фраком визитный и с пиджаком прогулочный. Впрочем, общей торжественности это не мешает.
Источник https://www.ng.ru/culture/2021-03-23/7_8109_cult2.html