Святой Праведный Иоанн Кронштадтский и Император Николай II.
Автор: Петр Мультатули (кандидат исторических наук, биограф Николая II).
Между Государем Императором Николаем II и Всероссийским пастырем отцом Иоанном Ильичом Сергеевым, прозванным народом Иоанном Кронштадтским, существовала незримая тесная духовная связь. Каждый год в торжественные дни, посвященные коронации, тезоименитству и рождению Императора Николая II святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих проповедях выступал о роли Царя державногo: «… носитель и хранитель России, после Бога, есть Государь России, Царь самодержавный, без него Россия – не Россия…». Иоанн Кронштадтский в речи, произнесенной в день тезоименитства Цесаревича Николая, сказал: «Святителю отче Николае! Молитвами твоими сохрани, умудри и утверди во всех христианских и царственных добродетелях тезоименитого тебе Благоверного Государя Цесаревича Николая Александровича, наследника престола православной России».
Личное знакомство их произошло 9 октября 1894 года в Ливадии в Крыму, куда отец Иоанн Кронштадтский прибыл по инициативе Великой Княгини Александры Иосифовны к умирающему Императору Александру III. Отец Иоанн был всенародно известен, по его молитвам происходили великие чудеса, в том числе и исцеления смертельно болящих. 8 октября отец Иоанн Кронштадтский отслужил в Ливадийской церкви молебен о здравии болящего Государя. На следующий день Цесаревич Николай Александрович подошел к отцу Иоанну под благословение и выразил сожаление, что не смог быть на Литургии в церкви. Отец Иоанн пригласил Цесаревича на следующий день на молебен о здравии Государя Александра III. Днём 10 октября в Симферополь прибыла невеста Наследника — Принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская в сопровождении своей сестры Великой Княгини Елизаветы Феодоровны. Александр III хотел лично присутствовать при таинстве миропомазания будущей невестки, но всякий раз не мог этого сделать по причине крайне плохого самочувствия. 11 октября вся Императорская Семья присутствовала на литургии, которую служил отец Иоанн Сергиев. Наследник отметил в дневнике, что его молитва «за Папà», произвела на него «сильное впечатление». 17 октября Император Александр III причастился у отца Иоанна. Это был день чудесного спасения Царской Семьи в Борках в 1888 г.
20 октября Император Александр III попросил позвать отца Иоанна Кронштадтского, который прочитал над ним молитву об исцелении и помазал его святым елеем из лампады чудотворной иконы. Отец Иоанн положил руку на голову Александра III и держал её на ней, всё время молясь. Государь ему сказал: “Благодарю Вас, мне так хорошо”». В 14 час. 15 мин. Царя-Миротворца не стало. На престол вступил Император Николай II.
В газете «Новое время» была опубликована статья отца Иоанна Кронштадтского: «Не плачь и не сетуй, Россия! Хотя ты не вымолила у Бога исцеление своему Царю, но вымолила, зато тихую, христианскую кончину, и добрый конец увенчал славную его жизнь, – а это дороже всего. Теперь люби также его Наследника, Императора Николая Александровича, получившего от Державного Отца своего завет – идти по следам его».
21 октября в Крестовоздвиженской церкви Ливадийского дворца в семейной обстановке состоялось миропомазание Принцессы Алисы, которое совершил отец Иоанн Кронштадтский.
14 ноября 1894 г. праведный Иоанн сослужил при таинстве венчания Императора Николая II и Великой Княжны Александры Феодоровны, ставшей после венчания Благоверной Государыней Императрицей.
27 мая 1896 г. в Москве в Успенском соборе Кремля прошло венчание и коронация Государя Императора Николая II, куда был приглашен отец Иоанн Кронштадтский. Отец Иоанн присутствовал и молился на крестинах нескольких детей Государя Николая II, в том числе и Цесаревича Алексея Николаевича.
Каждый год в торжественные дни, посвященные коронации, тезоименитству и рождению Государя Императора Николая II праведный Иоанн Кронштадтский в своих проповедях и поучениях выступал о роли Царя державного, защитника веры и Отечества. В проповеди 14 мая 1897 г. Иоанн Кронштадтский сказал: «Будем всегда всем сердцем благодарить Бога, что Он дал и доселе дает нам самодержавных и единодержавных Царей по сердцу Своему, сохраняя преемство рода Романовых и в них дух Православия и стремления к возвеличению Веры и Церкви Православной и государства Российского».
Во время болезни Иоанна Кронштадтского Государь Николай II позвонил по телефону в Дом трудолюбия с целью осведомиться о его здоровье. В телеграмме, направленной в Кронштадт, Государь пишет: «Благодарю Вас, батюшка Иоанн Ильич, за добрую память. Желаю Вам здоровья и сил, также дождаться радостного дня для освящения Морского собора. Николай».
В 1905 г. Иоанн Кронштадтский писал: «Царь у нас праведный и благочестивой жизни – Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду».
В отношении к нашей Родине – России отец Иоанн явил собою образ грозного пророка Божия, проповедующего истину, обличающего ложь, призывающего к покаянию и предрекающего близкую кару Божию за грехи и за богоотступничество. Он один из немногих, кто в 1905 г. открыто и ясно выступил с осуждением революции и революционеров. Будучи сам образом кротости и смирения, любви к каждому человеку, независимо от национальности и вероисповедания, о. Иоанн с великим негодованием относился ко всем тем безбожным, материалистическим и вольнодумным либеральным течениям, которые подрывали веру русского народа и подкапывали тысячелетний государственный строй России: «Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония»; «Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов.
Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви, и Царя православнаго, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия, и не хочешь лишиться царства и Царя православнаго. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нея многие интеллигенты — то не будешь уже Россией или Русью святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. Помните слова Христа неверным иудеям: отымется от вас царство Божие и дастся языку (народу), творящему плоды его (Мф. 51, 45—45)».
Разумеется, революционеры и стоящие за ними силы не могли простить этого Всероссийскому пастырю. Однажды в сентябре 1907 г. отца Иоанна пригласили якобы к тяжелому больному. В дороге батюшка два раза повторил сопровождающим его лицам: «на заклание меня везете» и потом сказал: «Господи, да будет воля Твоя». В эмиграции инокиня Евфросиния (Туликова), проживавшая в Белграде, записала рассказ молочницы Надежды, которая жила в Санкт-Петербурге на Тимофеевской улице и служила кронштадтскому чудотворцу, сопровождая его в карете во время частных выездов: «Приехали мы в очень богатый дом; в столовой был сервирован стол и поставлены всевозможные закуски. Батюшка спрашивает: «а где больной?» Ему показывают на комнату рядом и приглашают войти, а когда мы захотели за ним войти, нас быстро отстранили и щелкнул замок. Мы все забеспокоились. Слышалась за дверью возня; две из нас стали стучать в дверь, а третья побежала за кучером, которым был богатырской силы. Кучер вбежал и со всей силы плечом ударил в дверь и сломал замок. Нам представилась такая картина: батюшка лежал поперек кровати, на нем были подушки, а на них сидели три изувера; на полу была кровь. Кучер сбросил изуверов, взял на руки батюшку и отнес в карету. Мы все обливались слезами и просили у батюшки прощения. Мы не знали, что там были изуверы. Они порезали батюшке в паху. Когда батюшка пришел в себя, то строго запретил кому-либо говорить об этом, чтобы не было погромов. На другой день в газетах было объявлено, что батюшка болен». От увечий о. Иоанн так и не оправился. Через год он почил, так и не открыв имена покушавшихся на него.
Вероятно, отец Иоанн имел откровение о дне своей кончины. Последние дни был в забытьи. 18 числа, придя в сознание, спросил, какое число. Получив ответ, произнес: «Ну хорошо, значит еще два дня». Утром 20 декабря 1908 г. душа его отошла ко Господу. Император Николай Александрович выразил свою скорбь в специальном рескрипте: «Неисповедимому Промыслу Божию было угодно, чтобы угас светильник Церкви Христовой и молитвенник земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник, отец Иоанн Кронштадтский».
С кончиной святого праведного Иоанна Кронштадтского началось увековечивание его памяти. Оно было положено императорским рескриптом от 12 января 1909 г. Описывая пастыря как праведника и молитвенника за всю землю Русскую, Государь Николай II призывал ежегодно и всенародно отмечать день поминовения отца Иоанна и так же широко в наступающем 1909 году почтить его память в сороковой день со дня его кончины. Кроме того, Государь выразил надежду, что Святейший Синод предпримет шаги по канонизации отца Иоанна. Большевистский переворот 1917 года перечеркнул все планы и прославление великого святого всей полнотой Русской Православной Церкви состоялось лишь 8 июня 1990 г. Через десять лет в 2000 г. на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви была прославлена в лике Страстотерпцев и Царская Семья во главе с Императором Николаем II.