Рождественские дореволюционные открытки
Открытки (открытое письмо) впервые появились в 1777 году во Франции. Ниже речь о дореволюционных, рождественских и новогодних открытках, а они скорее, ведут свои корни от лубочных картинок, которые в XVII — XVIII веках сначала завозились из Германии, а потом начали выпускаться и в России.
В 1897 году «Общество Святой Евгении» выпустило первые почтовые открытки. Их продажа оказалась делом коммерчески выгодным и быстро окупаемым. Выпускались открытки с оригиналов работ известных художников, это были картины Бориса Кустодиева, Николая Пимоненко, Мстислава Добужинского, Владимира Лебедева, Михаила Гермашева.
Конечно, они не были такими яркими, как сегодня – уровень полиграфии был не тот, а многие открытки вообще делались вручную. Однако эти старые открытки – прекрасные иллюстрации традиций и обычаев, существовавших тогда в России…
На большинстве дореволюционных рождественских открыток можно увидеть библейские сюжеты или ангелов. Народные представления о появлении на свет Иисуса Христа сформировались под влиянием Евангельских сказаний, легенд и преданий. Традиционные образы, связанные с рождением Христа - вертеп (пещера), ясли с младенцем, животные - вол (символ покорности и трудолюбия) и осёл (символ упорства), Иосиф и Богоматерь.
На самых старых открытках с Рождеством Христовым все персонажи рисованные, но с появлением фотографии начали печатать открытки с постановочными сценками и детишками, переодетыми ангелами. В основном такие открытки продавали в фотоателье, и они были очень популярны, ведь изображение действительно было живым.
Не менее популярными были открытки с бытовыми сценками на рождественскую тему – как и самая первая рождественская открытка, они изображали накрытый к празднику стол, детей, раскрывающих подарки, веселые, иногда не очень трезвые компании и парочки. Посылая такие открытки, люди желали друг другу того, что на открытке было изображено – чтобы дом был полной чашей и всегда хватало денег на хороший праздничный стол.
Другие «бытовые» открытки к Рождеству изображают наряженные ёлки. Традиция наряжать хвойное дерево пришла в Россию вместе с первым новогодним праздником из Германии, однако до 30-х годов 19 века россияне, как правило, ограничивались еловыми ветками. Первые ёлки и ёлочные украшения появились в домах петербургских немцев, но к концу 19 века традиция начинать праздники с украшения ёлки распространилась в России повсеместно.
Среди «бытовых» открыток были «открытки для взрослых», изображавшие целующиеся парочки. Действительно, обычай требовал пришедших на Рождество в дом гостей обмениваться с хозяевами поцелуями, и для молодых людей праздник был едва ли не единственной возможностью поцеловаться до свадьбы, поэтому его ждали с трепетом. И конечно, со многих дореволюционных рождественских открыток на нас смотрят котята, цыплята и поросята, которые как будто тоже радуются светлому празднику Рождества.
Особенное место среди дореволюционных пасхальных открыток занимают открытки, созданные художницей Елизаветой Меркурьевной Бём (1843-1914), ученицей выдающегося русского художника Ивана Крамского, - множество открыток с её рисунками дошли до наших дней. Главные действующие лица её открыток – дети, на открытках часто есть присказка, поучительная или поздравительная надпись.
С конца 1880-х гг. художница перешла от силуэтов к акварельной технике. Над открытками она впервые стала работать в 1898 г. по просьбе Попечительного комитета Общины святой Евгении.
Выход первых открыток Бем был приурочен к рождественским и новогодним праздникам. «Ее две акварели "Сердце сердцу весть подает" и "Мальчик" послужили для издательства счастливым началом и, найдя среди публики радушный прием, потребовали нескольких изданий».
Художественный критик Стасов, которому очень нравились «чудесные детские поэмы» Бем, предсказывал, что «впоследствии все эти многочисленные милые сцены будут, конечно, стоять с почетом в художественной истории нашего настоящего времени». С сегодняшней точки зрения такая оценка творческого наследия Бем воспринимается как несколько завышенная. Однако следует признать, что Бем заняла свое место в истории отечественного искусства последней четверти XIX - начала XX в. Имя художницы не утрачивает известности уже более столетия, и это заслуга не столько музейных экспонатов - ее акварелей, сколько напечатанных по оригиналам Бем открыток, массовой продукции, которая до сих пор пользуется любовью публики.
Последние предреволюционные Рождественские и новогодние праздники Российская империя встретила как участница Первой мировой войны. Это не могло не найти отражение и на праздничных открытках.
Автор: Шуров Олег Викторович