Путь к вокзалу. В Петербурге выбрали символ Российской империи
Автор текста и фото: Дмитрий Седов
Награду получила Светлана Волкова за фото сильно потрепанного временем каменного барельефа с изображением двуглавого орла. Птица украшает главный вход в павильон «Царский вокзал», что находится в Пушкине на Академическом проспекте, 35. Не буду утомлять читателя причинами появления этого здания в данном месте, где давным-давно нет никакой железной дороги. Историю можно легко найти в популярной литературе. Здесь важно: павильон был построен в 1912 году по проекту архитектора Владимира Покровского в неорусском стиле. Служил для приема царских поездов. С началом Первой мировой войны — для доставки раненых в госпиталь, находившийся в расположенном поблизости Федоровском городке.
После революции павильон приспособили под общежитие железнодорожников, перегородив парадные залы вдоль и поперек. Около пятидесяти лет назад общежитие расселили, и с тех пор здание пустует. В 2010 году отмечалось 300‑летие Царского Села. В юбилейную программу была включена реставрация павильона — объекта культурного наследия. Но денег не нашли: ни бюджетных, ни инвесторских…
Еду в Царское Село. До павильона каких‑нибудь полчаса на городском автобусе от метро и еще десять минут пешком. Первое, что режет глаз, когда видишь здание, — дыры в заборе из профлиста, который огораживает несколько метров земли вокруг павильона. Да и сами деревянные конструкции забора могут в любой момент упасть. Все это значит, что на территорию можно беспрепятственно войти. К счастью, двери и окна павильона «заглушены» и внутрь здания невозможно попасть. Но хорошо видно, что территория постепенно захламляется бытовым мусором. Уже появились отслужившие свое автомобильные покрышки, в том числе одна — от грузовика. Это мусор, что называется, опасный во всех отношениях. Наконец нигде нет никаких информационных табличек — что это за здание, почему к нему необходимо бережно относиться.
На запрос «СПб ведомостей» в КГИОП мы получили такое разъяснение. В 2017 году после обращения органа охраны памятников в Союз реставраторов Петербурга были проведены первоочередные противоаварийные работы: частичное укрытие кровли в местах утраты металла, вывоз завалов мусора из интерьеров, укрытие оконных и дверных проемов. В том же году в КГИОП поступила заявка от администрации Пушкинского района о включении «Царского вокзала» в реставрационную программу «Рубль за метр», которая тогда только разрабатывалась. Наша газета неоднократно сообщала об этой программе. Она предусматривает, что арендатор памятника после выполнения и приемки всех реставрационных работ получает суперльготную арендную ставку. На сегодня по этой программе отреставрированы особняк Колобовых на Большой Зелениной улице, 43, и Александровские ворота Охтинских пороховых заводов. На нескольких объектах ведутся работы.
Продолжу цитировать ответ КГИОП: «По информации государственного учреждения «Имущество Санкт-Петербурга», подведомственного комитету имущественных отношений, в 2018 году издано распоряжение о «Царском вокзале».
Оно определило целью использования здания музейную функцию или общепит. Павильон включен в программу «Рубль за метр». Торги запланированы на 2023 год».
Практика этой и других подобных программ подсказывает, что найти арендатора будет непросто. Для ресторана или кафе место «глухое», там нет трафика, оно находится далеко от туристических маршрутов. Музей? Но чем его наполнить? Ясно, что потенциальный арендатор должен обладать не только солидными средствами для проведения реставрационных работ, но и яркой, небанальной идеей, как в дальнейшем использовать красивое здание с шатровой башней и двуглавым орлом.
Источник: https://spbvedomosti.ru/news/culture/put-k-vokzalu-v-peterburge-vybrali-simvol-rossiyskoy-imperii/