Первые авианосцы России. Ударный флот Николая II
Николай II не только на словах, но и на деле продолжил политику своего отца Александра III и в полной мере разделял его убеждение: «Во всем свете у нас только два верных союзника — наша армия и флот».
В период с 1913 по 1917 год, всего за 5 лет, Николай II ввел в состав войск 12 авианосцев, оснащенных летающими лодками М-5 и М-9 также отечественного производства! По состоянию на 1 января 1917 г., российская Морская Авиация являлась внушительной силой и имела в своём составе 264 аэроплана разных типов. Из них 152 самолёта и 4 малых управляемых аэростата находились на Черноморском флоте, 88 самолётов — на Балтийском. Ещё 29 самолётов имелось в Петроградской и Бакинской офицерских авиашколах.
Только с сентября 1916 г. по май 1917 г. морское ведомство получило 61 гидросамолёт конструкции Григоровича М-11 и М-12; из них 26 летали на Чёрном море, около 20 поступили на Балтику. В черноморских и балтийских авиационных частях служили, соответственно, 115 и 96 офицеров, 1039 и 1339 кондукторов, унтер-офицеров и рядовых.
Гидроавианосцы Российской империи оснащались в основном летающими лодками конструкции Д. П. Григоровича М-5 и М-9 в количестве от 4 до 7 штук на борт в зависимости от конструкции корабля. Летающие лодки М-5 и М-9 (улучшенная и увеличенная версия М-5) ,имели отличные мореходные качества, послушны в управлении, вооружены пулемётами и бомбами.
Гидроавианосцы Российской империи оснащались в основном летающими лодками конструкции Д. П. Григоровича М-5 и М-9 в количестве от 4 до 7 штук на борт в зависимости от конструкции корабля. Летающие лодки М-5 и М-9 (улучшенная и увеличенная версия М-5), имели отличные мореходные качества, послушны в управлении, вооружены пулемётами и бомбами.
Время Николая II бьет рекорды даже сталинской индустриализации. 20 авиазаводов и 6200 самолетов всего за 6 лет абсолютно с нуля! Это еще при том, что 5 600 самолетов из них сделано всего за 3 года, причем в условиях войны. К 1917 году, несмотря на военное время, Российская промышленность достигла уровня производства 1897 самолетов в год. Первая в мире ударная авианосная группировка базировалась на Черном море и принимала активное участие в боях Первой Мировой.
Источники:
1. Д. А. Соболев. История самолетов 1919 – 1945. М. 1997.
2. Мультатули П. В. Русские пилоты Германской войны 1914-1917
3. Государственный Архив РФ. Ф. 601. оп. 1. д. 2326. л. 3.
4. Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.-3-е изд, исправл.-М.:Машиностроение,1985