Первозданная железнодорожная Россия в цвете эпохи царской Империи глазами неизвестного фотографа
Буквально недавно мне по почте пришла очень интересная посылка. Один из моих преданных подписчиков, Крылов Игорь, прислал мне довольно увлекательную и редкую книгу — «Альбом видовъ Уральской Горнозаводской железной дороги».
Как он мне сам и объяснил, только по воле случае это бесценная на мой взгляд вещь, изданная буквально единичным тиражом (условная печать тиражом всего в несколько экземпляров), чудом не оказалась выброшенной на свалку. Причем никому из любителей железных дорог, кому он её предлагал ранее, книга не оказалась быть полезной. И это совершенно зря скажу я Вам откровенно. Это на самом деле уникальная вещь, посвященная постройке Уральской Горнозаводской жд в 1878—1879гг.
Альбом видов, изданный известной на всю Россию фотографической фирмой «Шерер, Набгольц и Ко» после сооружения линии, не сохранил для потомков имени фотографа. Цветная фотография к тому времени не была еще изобретена, и дух истории для нас воплотился в раскрашенных от рук фотолитографиях. Где-то художник небрежно наложил краски, а где-то дал волю своей фантазии, предоставив возможность зрителю во всей цветовой гамме увидеть живописные уральские пейзажи в сочетании с вновь проложенной железной дорогой.
Уральская Горнозаводская железная дорога (УГЖД), первая на Урале, соединила между собой города Пермь и Екатеринбург.
Построенная частным акционерным обществом дорога не преследовала цели соединить кратчайшим путём губернский и уездный город. Главной её задачей было обслуживание металлургических заводов Урала.
Фотолитографии, представленные в "Альбоме" размещены в географическом порядке. Сначала альбом предлагает совершить путешествие по главной линии УГЖД - от левого берега реки Камы в Перми до Екатеринбурга, а затем по Луньевской ветви от станции Чусовская до пристани Березники. По основной линии поезда начали курсировать с 1 октября 1878 года, а для завершения Луньевской ветви строителям потребовался ещё один год. Для правильного, как раньше говорили в те времена, или регулярного движения дорога была открыта 23 сентября 1879г.
В альбом включены снимки жд станций и депо, мостов и насыпей, водонапорных и водоподъёмных башен, паровозов и вагонов, словом,всех тех путевых сооружений и механизмов, которые необходимы для нормального функционирования такого сложного механизма как железная дорога.
Ещё более оказалось удивительным так это возможность увидеть первозданную дореволюционную Россию времён царской Империи.
Завод Невьянскъ.
Общий вид Ст. Чусовской.
Мост через реку Чусовскую.
Казармы и переезд близ Верхъ-Нейвинскъ.
Насыпь на 212 версте.
Символичны названия станций Европейская и Азиатская, построенных по обе стороны условной географической границы между двумя частями света, предложенной ещё В.Н. Татищевым.
Станция Азиатская.
Вот как описывает Е. Янишевский в своей книге "Уральская Горнозаводская железная дорога и Верхотурский край" одну из станций этой линии:
«...На станции Кушва, где железнодорожный поезд стоит 20 минут, пассажиры спешат напиться вкусного кофе с отличными сливками и хлебом, который особенно хорошо печёт толстая немка, содержательница буфета, а многие, кроме того запасаются на дорогу ещё и сладкими пирожками, тоже очень вкусными. Надо сказать, что Кушва - кажется единственная станция Уральской дороги, на которой можно выпить стакан кофе или чаю и съесть пирожок, не рискуя получить изжогу на целый день; вообще же буфеты, как и всё прочее на Уральской дороге,обставлены по наружному виду довольно хорошо: везде порядочная посуда и столовое бельё, ряды разнообразных бутылок на столах, неизменные latania в горшках, обёрнутых в бумагу, громадный пузатый самовар, словом, всё как следует на наших железных дорогах. Но что-нибудь поесть в этих буфетах, напиться чаю, который подаётся в виде каких-то сладеньких помоев, - дело рискованное».
Локомотивное депо Екатеринбург.
Пассажирские здания на УГЖД как и на других линиях строились по типовым проектам, что существенно удешевляло в итоге строительство. Обилие леса позволяло использовать его в качестве основного материала при сооружении станционных построек.
Станция Невъянскъ.
Как это ни странно, но при строительстве дороги 70% рельсов были изготовлены за границей. Они беспошлинно привозились в Россию. И только 30% рельсов, которые славились отличным качеством и прочностью, поставлялись Демидовскими заводами.
У строителя был свой интерес, и он выбрал для постройки не тот рельс, который лучше, а тот, который дешевле. В этом был российский парадокс: на дороге, Проходящей через Уральские горные заводы, Использовались иностранные рельсы…
Каменная выемка на 22 версте.
В 1885 году по УГЖД проехал американский журналист, публицист и путешественник Джордж Кеннан. Конечной его целью была Сибирь, в которой он изучал особенности русской ссылки.
Станция Тагил.
Вот как он описывает станцию Нижний Тагил в своей книге "Сибирь и ссылка. Путевые заметки" (1885-1886):
«Станция Нижний Тагил, уже на азиатской стороне Уральских гор, где мы остановились на полчаса на обед, могла бы составить честь даже лучшей железной дороге Соединенных Штатов. Солидное здание станции, длиной в сто футов или даже более, с дебаркадером в двадцать футов шириной вдоль всего фасада, было со вкусом окрашено в светло-коричневые тона и покрыто листовым железом красного цвета. Стояло оно посередине обширного искусно разбитого парка или сада,на ровной бархатистой земле которого выделялись клумбы с распускающимися цветами под густой листвой грандиозных белоствольных берёз».
Мост через реку Усьву.
За более чем 130-летнюю историю УГЖД, которая сегодня является частью Свердловской железной дороги, прошла много этапов своего развития. Многое конечно уже изменилось: линия стала электрофицированной, паровозы уступили место локомотивам нового поколения - электровозам. Увеличилась скорость движения поездов,ускорился темп жизни. Уже сегодня решается вопрос о движении между Екатеринбургом и Нижним Тагилом.
Станция Тарасково.
Но благодаря бережно сохраненному "Альбому" можно совершить завораживающее путешествие в прошлое, в XIX век по Уральской Горнозаводской железной дороге и почувствовать тот самый ушедший навсегда в небытие дух первозданной царской России.
Станция Усьва.
Мост через реку Койсву.
Станция Губаха.
Станция Березники - конечная точка нашего путешествия во времени…
Автор: Заповедная магистраль