ОСТАВЬТЕ СВОЙ ОТЗЫВ

ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ




В этот день

В этот день

Меню

emblem
logo
emblem

статьи

25 марта | 2020 Автор: Admin

Первозданная железнодорожная Россия в цвете эпохи царской Империи глазами неизвестного фотографа

Буквально недавно мне по почте пришла очень интересная посылка. Один из моих преданных подписчиков, Крылов Игорь, прислал мне довольно увлекательную и редкую книгу — «Альбом видовъ Уральской Горнозаводской железной дороги». 

Первозданная железнодорожная Россия в цвете эпохи царской Империи глазами неизвестного фотографа, изображение №1

Как он мне сам и объяснил, только по воле случае это бесценная на мой взгляд вещь, изданная буквально единичным тиражом (условная печать тиражом всего в несколько экземпляров), чудом не оказалась выброшенной на свалку. Причем никому из любителей железных дорог, кому он её предлагал ранее, книга не оказалась быть полезной. И это совершенно зря скажу я Вам откровенно. Это на самом деле уникальная вещь, посвященная постройке Уральской Горнозаводской жд в 1878—1879гг. 

Альбом видов, изданный известной на всю Россию фотографической фирмой «Шерер, Набгольц и Ко» после сооружения линии, не сохранил для потомков имени фотографа. Цветная фотография к тому времени не была еще изобретена, и дух истории для нас воплотился в раскрашенных от рук фотолитографиях. Где-то художник небрежно наложил краски, а где-то дал волю своей фантазии, предоставив возможность зрителю во всей цветовой гамме увидеть живописные уральские пейзажи в сочетании с вновь проложенной железной дорогой. 

Первозданная железнодорожная Россия в цвете эпохи царской Империи глазами неизвестного фотографа, изображение №2

Уральская Горнозаводская железная дорога (УГЖД), первая на Урале, соединила между собой города Пермь и Екатеринбург.

Первозданная железнодорожная Россия в цвете эпохи царской Империи глазами неизвестного фотографа, изображение №3

Построенная частным акционерным обществом дорога не преследовала цели соединить кратчайшим путём губернский и уездный город. Главной её задачей было обслуживание металлургических заводов Урала.

Фотолитографии, представленные в "Альбоме" размещены в географическом порядке. Сначала альбом предлагает совершить путешествие по главной линии УГЖД - от левого берега реки Камы в Перми до Екатеринбурга, а затем по Луньевской ветви от станции Чусовская до пристани Березники. По основной линии поезда начали курсировать с 1 октября 1878 года, а для завершения Луньевской ветви строителям потребовался ещё один год. Для правильного, как раньше говорили в те времена, или регулярного движения дорога была открыта 23 сентября 1879г.

В альбом включены снимки жд станций и депо, мостов и насыпей, водонапорных и водоподъёмных башен, паровозов и вагонов, словом,всех тех путевых сооружений и механизмов, которые необходимы для нормального функционирования такого сложного механизма как железная дорога.

Ещё более оказалось удивительным так это возможность увидеть первозданную дореволюционную Россию времён царской Империи.

Первозданная железнодорожная Россия в цвете эпохи царской Империи глазами неизвестного фотографа, изображение №4
Первозданная железнодорожная Россия в цвете эпохи царской Империи глазами неизвестного фотографа, изображение №5

Завод Невьянскъ.

Первозданная железнодорожная Россия в цвете эпохи царской Империи глазами неизвестного фотографа, изображение №6

Общий вид Ст. Чусовской.

Первозданная железнодорожная Россия в цвете эпохи царской Империи глазами неизвестного фотографа, изображение №7
Первозданная железнодорожная Россия в цвете эпохи царской Империи глазами неизвестного фотографа, изображение №8

Мост через реку Чусовскую.

Первозданная железнодорожная Россия в цвете эпохи царской Империи глазами неизвестного фотографа, изображение №9

Казармы и переезд близ Верхъ-Нейвинскъ.

Первозданная железнодорожная Россия в цвете эпохи царской Империи глазами неизвестного фотографа, изображение №10

Насыпь на 212 версте.

Символичны названия станций Европейская и Азиатская, построенных по обе стороны условной географической границы между двумя частями света, предложенной ещё В.Н. Татищевым.

Первозданная железнодорожная Россия в цвете эпохи царской Империи глазами неизвестного фотографа, изображение №11

Станция Азиатская.

Вот как описывает Е. Янишевский в своей книге "Уральская Горнозаводская железная дорога и Верхотурский край" одну из станций этой линии:

«...На станции Кушва, где железнодорожный поезд стоит 20 минут, пассажиры спешат напиться вкусного кофе с отличными сливками и хлебом, который особенно хорошо печёт толстая немка, содержательница буфета, а многие, кроме того запасаются на дорогу ещё и сладкими пирожками, тоже очень вкусными. Надо сказать, что Кушва - кажется единственная станция Уральской дороги, на которой можно выпить стакан кофе или чаю и съесть пирожок, не рискуя получить изжогу на целый день; вообще же буфеты, как и всё прочее на Уральской дороге,обставлены по наружному виду довольно хорошо: везде порядочная посуда и столовое бельё, ряды разнообразных бутылок на столах, неизменные latania в горшках, обёрнутых в бумагу, громадный пузатый самовар, словом, всё как следует на наших железных дорогах. Но что-нибудь поесть в этих буфетах, напиться чаю, который подаётся в виде каких-то сладеньких помоев, - дело рискованное».
Первозданная железнодорожная Россия в цвете эпохи царской Империи глазами неизвестного фотографа, изображение №12

Локомотивное депо Екатеринбург.

Пассажирские здания на УГЖД как и на других линиях строились по типовым проектам, что существенно удешевляло в итоге строительство. Обилие леса позволяло использовать его в качестве основного материала при сооружении станционных построек.

Первозданная железнодорожная Россия в цвете эпохи царской Империи глазами неизвестного фотографа, изображение №13

Станция Невъянскъ.

Как это ни странно, но при строительстве дороги 70% рельсов были изготовлены за границей. Они беспошлинно привозились в Россию. И только 30% рельсов, которые славились отличным качеством и прочностью, поставлялись Демидовскими заводами.

У строителя был свой интерес, и он выбрал для постройки не тот рельс, который лучше, а тот, который дешевле. В этом был российский парадокс: на дороге, Проходящей через Уральские горные заводы, Использовались иностранные рельсы…

Первозданная железнодорожная Россия в цвете эпохи царской Империи глазами неизвестного фотографа, изображение №14

Каменная выемка на 22 версте.

В 1885 году по УГЖД проехал американский журналист, публицист и путешественник Джордж Кеннан. Конечной его целью была Сибирь, в которой он изучал особенности русской ссылки.

Первозданная железнодорожная Россия в цвете эпохи царской Империи глазами неизвестного фотографа, изображение №15

Станция Тагил.

Вот как он описывает станцию Нижний Тагил в своей книге "Сибирь и ссылка. Путевые заметки" (1885-1886):

«Станция Нижний Тагил, уже на азиатской стороне Уральских гор, где мы остановились на полчаса на обед, могла бы составить честь даже лучшей железной дороге Соединенных Штатов. Солидное здание станции, длиной в сто футов или даже более, с дебаркадером в двадцать футов шириной вдоль всего фасада, было со вкусом окрашено в светло-коричневые тона и покрыто листовым железом красного цвета. Стояло оно посередине обширного искусно разбитого парка или сада,на ровной бархатистой земле которого выделялись клумбы с распускающимися цветами под густой листвой грандиозных белоствольных берёз».
Первозданная железнодорожная Россия в цвете эпохи царской Империи глазами неизвестного фотографа, изображение №16

Мост через реку Усьву.

За более чем 130-летнюю историю УГЖД, которая сегодня является частью Свердловской железной дороги, прошла много этапов своего развития. Многое конечно уже изменилось: линия стала электрофицированной, паровозы уступили место локомотивам нового поколения - электровозам. Увеличилась скорость движения поездов,ускорился темп жизни. Уже сегодня решается вопрос о движении между Екатеринбургом и Нижним Тагилом.

Первозданная железнодорожная Россия в цвете эпохи царской Империи глазами неизвестного фотографа, изображение №17

Станция Тарасково.

Но благодаря бережно сохраненному "Альбому" можно совершить завораживающее путешествие в прошлое, в XIX век по Уральской Горнозаводской железной дороге и почувствовать тот самый ушедший навсегда в небытие дух первозданной царской России.

Первозданная железнодорожная Россия в цвете эпохи царской Империи глазами неизвестного фотографа, изображение №18

Станция Усьва.

Первозданная железнодорожная Россия в цвете эпохи царской Империи глазами неизвестного фотографа, изображение №19

Мост через реку Койсву.

Первозданная железнодорожная Россия в цвете эпохи царской Империи глазами неизвестного фотографа, изображение №20

Станция Губаха.

Первозданная железнодорожная Россия в цвете эпохи царской Империи глазами неизвестного фотографа, изображение №21

Станция Березники - конечная точка нашего путешествия во времени…

Автор: Заповедная магистраль