ОСТАВЬТЕ СВОЙ ОТЗЫВ

ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ




В этот день

В этот день

Меню

emblem
logo
emblem

Новости

11 марта | 2022 Автор: Admin

От паромобиля до «Руссо-Балта»: что интересного показали на выставке в честь 115-летия императорского гаража

Организатор выставки Илья Сорокин отметил, что подготовка выставки заняла пять лет. Он же добавил, что экспонаты выставки собраны из 30 частных и музейных коллекций России и Европы.

Российский император Николай II с интересом относился к последним того времени достижениям техники, в том числе и к автомобилям, хотя уговорить его пересесть из конных экипажей в автомобиль удалось не сразу.
Одна из первых таких попыток была предпринята в 1901 году и закончилась неудачей. Тогда министр императорского двора барон Владимир Борисович Фредерикс предложил прокатиться царю на своём паровом автомобиле Gardner-Serpollet. Немного отъехав, паромобиль заглох, пришлось послать за лошадьми, чтобы оттащить машину в гараж. Сам барон оказался под градом насмешек, и больше никаких попыток увлечь царя автомобилями не предпринимал.

Позже граф Владимир Николаевич Орлов прокатил императора на своём автомобиле вокруг Александровского сада. Часовая поездка произвела на царя неизгладимое впечатление, и в феврале 1907 года в структуре Министерства императорского двора был образован Собственный Его Императорского Величества гараж, руководителем которого был назначен В. Н. Орлов. К 1917 году в Императорском гараже насчитывалось 56 автомобилей, в штате числилось 30 шоферов. Некоторые из автомобилей, числившихся в Императорском гараже, а также популярных в годы правления Николая II можно увидеть на выставке «Царский выезд».

«Гвоздём» выставки является паровой автомобиль Gardner-Serpollet с заводским №140, предположительно 1901 года выпуска, найденный несколько лет назад в одном из сараев во Всеволожском районе Ленинградской области. Этот паромобиль выкупила у прежних хозяев реанимационная автомастерская «Камышинмаш», привезла в Москву, отмыла, но реставрировать не стала, оставив в таком виде, в каком нашла. Теперь предстоит выяснить, как этот «Гарднер-Серполле» попал в Российскую Империю, его дальнейшую судьбу. Возможно, у него возникла какая-то неисправность, устранить которую не представилось возможным, его поставили в сарай, и он несколько десятилетий простоял без движения, в результате чего и сохранился. Не исключено, это тот самый «Гарднер-Серполле», на котором барон В. Б. Фредерикс хотел прокатить императора Николая II.

А вот «Руссо-Балт К12/20», выпущенный в 1911 году, из коллекции автомобилей Политехнического музея можно было видеть на XIX и XXVI Олдтаймер-галереях, но это никак не уменьшает его уникальность. Это единственный сохранившийся автомобиль Русско-Балтийского вагонного завода в Риге. Автомобили, изготовленные этим предприятием числились в гараже Его Императорского Величества, но по разряду свитских, а не императорских.

Ранее, на XXVI Олдтаймер-галерее, можно было видеть и Berliet 50HP 1906 года с кузовом лимузин, в который можно было войти не снимая цилиндра, и дополнительными откидными сиденьями. Автомобили БЕРЛIЭ, как тогда писали их название, были популярны благодаря хорошей репутации, победах в спортивных соревнованиях, «невысокой цене и бесспорной прочности вместе с большой скоростью» - как характеризовали эти автомобили журналы тех лет. Присутствовали эти автомобили и в списках Его Императорского Величества гаража.

Нельзя не отметить «автомобили для президентов и королей» - Rolls-Royce, их приобретали представители высшего общества, промышленники, финансисты. К выдающимся моделям этой компании, бесспорно, относится 40/50НР. Автомобили этой модели славились высоким качеством изготовления, высоким уровнем комфорта, бесшумностью. Кузова для этой модели по заказу изготовляли специализированные фирмы. Были автомобили Роллс-Ройс и в гараже Николая II, а после Великой Октябрьской революции, этими автомобилями пользовались В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, И. В. Сталин.

Стоит отметить, что автомобильная жизнь нашей страны во времена правления Николая II была весьма насыщенной: первые российские автосалоны, гонки, автопробеги. Автомобили в нашей стране не только изготовляли, но и ввозили из-за границы. Ввоз автомобилей в Россию привёл к тому, что таможенные органы ввели графу «Привоз автомобилей и их частей».

Первым автомобилем, появившимся в Москве, а это было в 1894 году, был Benz. На следующий год автомобиль этой фирмы появился в Санкт-Петербурге. Было время, когда автомобили Benz были самыми распространёнными в Москве. На автомобилях этой фирмы были одержаны победы в спортивных соревнованиях, проводившихся в нашей стране. Принимали автомобили Benz и в пробегах на Императорский приз в 1910, 1911 и 1912 годах. Не случайно спортивный Benz 8/20НР Sports Wagen показан на фрагменте гоночной трассы вместе со спортивным Renault AX - тоже весьма популярной маркой в нашей стране.

Большой популярностью в нашей стране в начале ХХ века пользовались автомобили французской компании de Dion-Bouton с кузовом Vis-a-vis - в котором пассажиры на передних и задних сиденьях сидели друг напротив друга - лицом к лицу, получившие за форму рулевой колонки прозвище «Кофейная мельница». За 4 года - с 1899 по 1902 таких автомобилей изготовили около 3000 экземпляров. Журнал «Автомобиль» в 1903 году писал о таких автомобилях: «Каждый проходивший по Невскому видел четырёхместные коляски Дион-Бутон, то и дело мелькающие взад и вперёд, пропагандируя идею механического передвижения».

В отличие от доступных de Dion-Bouton, компания Hispano-Suiza выпускала дорогие автомобили высшего класса, приобрести которые могли члены королевских семей, аристократы, элита. Спрос на эти автомобили был небольшой. К таковым относится Hispano-Suiza 12/15НР Double Phaeton, способный разогнаться до 60 км/ч, что для 1908 года было выдающимся результатом. Представленный автомобиль показан на шинах Мишлен, считавшихся эталоном надёжности. В 1914 году компания Мишлен получила почётное звание «Поставщик Собственного Его Императорского Величества Гаража». В России Испано-Сюиза получила известность в 1912 году, когда автомобиль этой компании принял участие в пробеге по маршруту Санкт-Петербург - Варшава - Киев - Москва - Санкт-Петербург, и в результате - 1-й индивидуальный приз от Императорского Российского автомобильного общества. В 1913 году автомобили Испано-Сюиза появились в Санкт-Петербурге, одним из первых их владельцев был сотрудник редакции журнала «Автомобиль» Вадим Александрович Михайлов.

А если упомянуть американскую компанию Studebaker, то сразу вспоминаются грузовые автомобили US6, поставлявшиеся в нашу страну во время Великой Отечественной войны по Ленд-лизу. Между тем, автомобили этой компании появились в России в 1913 году, когда в Одессе ими начал торговать Гуго Грунерт, гараж которого находился на углу Греческой и Ришельевской улиц, а в Москве - Сергей Николаевич Быков, адресом которого указывалась Большая Садовая улица, дом 14. «Американский автомобиль для туризма» - так рекламировал автомобили Студебекер Сергей Николаевич Быков. К таким автомобилям можно отнести Studebaker 30 с четырёхместным кузовом дубль-фаэтон. В 1914 году представительства Studebaker работали уже в одиннадцати городах Российской Империи, а в годы Первой Мировой войны автомобили этой компании закупались для санитарных отрядов и штабных служб.

Выставка «Царский выезд» является главным событием весеннего сезона 2022 года в Музее гаража особого назначения ФСО России. Сам Гараж особого назначения ФСО России 1 января 2021 года отпраздновал своё 100-летие.

Источник: https://5koleso.ru/avtopark/ekskurs/motoczikl-indian-velosiped-davy-i-paromobil-gardner-serpollet-chto-interesnogo-pokazali-na-vystavke-v-chest-115-letiya-imperatorskogo-garazha/