Основные политические партии Российской империи
Создание политических партий
Манифест 17-го октября 1905 г., провозгласивший свободу слова и собраний, открыл дорогу образованию в России политических партий. Эти партии декларировали себя, как парламентские, действующие в рамках существующей политической системы и стремящиеся, к совершенствованию государственного строя путём эволюции. В этом они противопоставляли себя радикальным революционным группировкам, стремившихся к революции. Первые образовавшиеся политические парии были легализовавшимися объединениями земско-либеральной оппозиции, в которой к 1905 г. верх окончательно взяли либералы-конституционалисты.
- Партия Конституционных демократов (кадеты)
12-18-го октября 1905 г. в Москве состоялся учредительный съезд Конституционно-демократической (кадетской) партии. Созданный Центральный Комитет партии объединил в своих рядах всех либеральных лидеров. В ЦК на всём протяжении деятельности партии кадетов доминировали представители интеллигенции. Ведущую роль в партии играли: князья – Павел Дмитриевич и Пётр Дмитриевич Долгоруковы, князь Д.И. Шаховской, всемирно известный ученый, академик В.И. Вернадский; крупнейшие специалисты в области гражданского и уголовного права – профессора С.А. Муромцев, В.М. Гессен, Л.И. Петражицкий, С.А. Котляровский; крупные историки – А.А.Корнилов, А.А. Кизеветтер; экономисты и публицисты – бывший «легальный» марксист, академик П.Б. Струве, А.С. Изгоев, А.В. Тыркова; крупный специалист по национальному вопросу приват-доцент Ф.Ф. Кокошкин; популярные земские и общественные деятели – И.И. Петрункевич, Ф.И. Родичев, А.М. Колюбакин, Д.Д. Протопопов, А.И. Шингарев, М.Г. Комиссаров, Н.М. Кишкин и др. Лидером кадетской партии был избран профессор П.Н. Милюков.
ЦК партии кадетов состоял из двух отделов: Петербургского и Московского. Главными функциями Петербургского отдела являлись: дальнейшая разработка партийной программы, законопроектов для внесения в Государственную думу, руководство думской фракцией. Московский отдел в основном занимался организационной агитационно-пропагандистской и издательской деятельностью.
В губерниях создавались губернские комитеты, которые избирались сроком на один год губернским съездом партии. В свою очередь им предоставлялось право организовывать городские, уездные и сельские комитеты. Печатным органом кадетской партии стала газета «Речь».
После учредительного съезда начался процесс организационного строительства партии по всей стране. Уже в октябре-декабре 1905 г. конституировались 72 кадетские организации, а в январе-апреле 1906 г., уже существовало более 360 кадетских комитетов. Общая численность партии в 1906-1907 гг. колебалась в пределах 50-60 тыс. человек.
Главной идеей кадетской программы было преобразование самодержавной России в парламентскую конституционную монархию по пути либеральных парламентских реформ. В январе 1906 г. на II съезде была окончательно утверждена программа. Пункт 13 этой программы гласил: «Россия должна быть конституционной и парламентарной монархией. Государственное устройство России определяется основным законом».
Кадеты требовали широких политических прав населению, свободных выборов в парламент и органы самоуправления, широкой автономии для национальных окраин и т.д.
Были предусмотрена перестройка местных органов власти на началах самоуправления, судебная реформа, самоопределение наций, демократические свободы. В аграрном вопросе — частичное отчуждение помещичьей земли за выкуп.
Теоретики кадетской партии считали наиболее оптимальным вариантом общественного прогресса в обозримом будущем – рациональное капиталистическое хозяйство. На словах они выступали против любых насильственных социальных переворотов, за эволюционное развитие общества и всех его институтов. На самом деле, отвергая идею социальной революции, кадеты вместе с тем в принципе признавали возможность, а в ряде случаев даже неизбежность (при неуступчивости власти провести вовремя необходимые реформы) политической революции. По мнению кадетских теоретиков, политическая революция правомерна тогда и постольку, когда и поскольку она берёт на себя решение тех объективно назревших исторических задач, которые не в состоянии решить существующая власть.
В дальнейшем, после полного поражения революции 1905-1907 гг. и стабилизации внутренней политической жизни в стране в партии произошёл раскол. Образовалось «правое крыло», лидером которого считались П.Б. Струве, В.А. Маклаков, «левое крыло», условные лидеры Н.В. Некрасов и А.М. Колюбакин и «центр» во главе с лидером партии П.Н. Милюковым.
«Правому крылу» кадетов пришлось на словах стать более лояльными к монархии. Правые кадеты выступали за диалог с правительством и привлечение в правительство либеральных элементов.
«Левое крыло», напротив, исходило из неизбежности новой революции и настаивало на необходимости подготовки к ней кадетской партии - чтобы избежать «ошибок 1905 года». На первый план оно выдвигало организацию общественных сил вне Думы, предлагали использовать для этого земское и городское самоуправление и т.п. Авторитет кадетов с каждым годом неуклонно падал.
- Партия Союз 17-го Октября («октябристы»)
В октябре 1905 г. началось формирование и другой крупной праволиберальной партии «Союз 17-го Октября». По своему социальному составу это была партия крупных промышленников и землевладельцев. Главная политическая цель «октябристов» (конституционная монархия) совпадала с целью «кадетов». В программе Союза говорилось: «Прежний неограниченный Самодержец, всемогущий по идее, но связанный в действительности всеми путами приказного строя, слабый вследствие отчужденности от него народа, становится конституционным монархом, который, хотя и находит пределы своей воли в правах народного представительства, но в самом единении с народом, в союзе с землёй, в новых условиях государственного строя получает новую мощь и новую высокую задачу быть верховным вождем свободного народа».
Однако в вопросах прерогатив конституционного монарха и государственного устройства России, «октябристы» значительно отличалась от кадетов. Выступая против неограниченного Самодержавия, «октябристы» одновременно были и против установления парламентарного строя, как исторически неприемлемого для России. Они стояли за сохранение конституционным монархом титула «самодержавный»; предусматривали введение двухпалатного «народного представительства» — Государственной Думы и Государственного Совета, формируемых на основе цензовых выборов прямых в городах и двухстепенных в сельской местности.
Государственное устройство октябристы представляли, как конституционную монархию с Государственной Думой. Они выступали за «сильную монархическую власть», при одновременном проведении реформ, обеспечивавших свободу предпринимательству. Свобода промышленности, торговли, приобретения собственности и охрана ее законом — главные программные требования октябристов.
Октябристы выдвигали принципы свободы вероисповеданий, свободы слова, устного и печатного, свободы собраний и союзов, свободы передвижения, выбора места жительства и рода занятий, обеспечения свободы труда.
Среди членов партии – видные земские деятели – граф П.А. Гейден, М.А. Стахович, князь Н.С. Волконский, столичные профессора, адвокаты, деятели науки и культуры – Л.Н. Бенуа, В.И. Герье, Ф.Н. Плевако, В.И. Сергеевич; издатели и журналисты – Н.Н. Перцов, А.А. Столыпин, брат П.А. Столыпина, Б.А. Суворин; представители торгово-промышленного мира и банковских кругов – Н.С. Авдаков, Э.Л. Нобель, братья В.П. и П.П. Рябушинские; ювелир К.Г. Фаберже. Лидером партии был А.И. Гучков.
Как и у кадетов, в Москве и Петербурге существовали отделения Центрального комитета партии. Помимо ЦК в обеих столицах были созданы городские советы «Союза 17 Октября», которые направляли деятельность районных партийных организаций. Всего в 1905 – 1907 гг. существовала 260 отделов партии, возникшие в основном в период выборов в I Государственную Думу. На 1905-1906 гг. численность «октябристов» насчитывала более 30 тыс. членов. Местные отделы октябристов были пассивны: легко распадались и возобновляли свою деятельность только в период избирательных кампаний. Географически подавляющее количество местных отделов партии возникло в земских губерниях европейской России с развитым дворянским землевладением. В губерниях неземских и на окраинах России число октябристских организаций было небольшим. Печатным органом партии была газета «Голос Москвы». В 1906 г. октябристы издавали до 50 газет на русском, немецком и латышском языках.
В национальном вопросе октябристы исходили из принципа сохранения «единой и неделимой России», выступая против любой формы «федерализма». Исключение они делали лишь для Финляндии, при условии ее «государственной связи с империей». Допускали культурную автономию для других народов России. Для разрешения аграрного вопроса они предусматривали передачу крестьянам через особые земельные комитеты пустующих казенных, удельных и кабинетских земель, а также содействие покупке земли крестьянами «у частных владельцев» при посредстве Крестьянского банка.
«Октябристы» признавали свободу рабочих организаций, союзов, собраний и право рабочих на стачки, но только на почве экономических, профессиональных и культурных нужд, при этом на предприятиях, «не имеющих государственного значения». Они выступали за ограничение продолжительности рабочего дня, но не в ущерб промышленникам, введение страхования рабочих, требовали сокращения налогового обложения населения. Они были сторонниками расширения народного образования, декларировали необходимость реформы суда и административного управления.
В ноябре 1913 г. фракция октябристов в Думе раскололась на три части: земцев-октябристов, собственно «Союз 17 октября», левых октябристов и правых октябристов. К 1913-14 гг. партия «октябристов» полностью распалась, а её местные отделы прекратили всякую деятельность.
- Трудовая народно-социалистическая партия (народные социалисты или энесы)
Эта партия вышла из недр революционной террористической группировки социалистов-революционеров. Манифест 17-го октября 1905 г. вызвал в среде эсеров определённые разногласия. Часть эсеровского руководства, В.М. Чернов, В.А. Мякотин и А.В. Пешехонов, выступили за возможность создания легальной партии и переоценку роли террора. В ноябре 1905 г. газета «Сын Отечества», находившаяся под сильным влиянием кадетов, высказалась о необходимости создания широкой, построенной на демократических началах партии для организации народных трудовых масс. Одновременно инициаторы создания будущей НСП обратились в ЦК партии эсеров с официальным предложением образовать открытую, широко демократическую партию того же направления, что и партия эсеров, но с иным названием. По их мнению, с партией эсеров ассоциировались определенные преходящие тактические приемы борьбы, то есть политический террор, что могло явиться серьезным препятствием для создания и дальнейшего развития новой открытой партии. ЦК партии эсеров отложил рассмотрение вопроса об образовании новой партии до партийного съезда.
На 1-м съезде партии эсеров (декабрь 1905 — январь 1906 г.) В.А. Мякотин, А.В. Пешехонов, Н.Ф. Анненский поставили вопрос об образовании новой открытой партии. Только открытая партия, заявили они, организованная на демократических началах, может создать новые формы общественной жизни, так как разрушительная работа может производиться небольшими группами, работа же созидательная должна вестись большими организованными массами. Надо сплотить массы, но этого нельзя достичь силами конспиративной организации. Поэтому необходимо заменить конспиративную «кружковщину» открытой, сильной и связанной с народом партией.
При этом будущие лидеры НСП предлагали сохранить Боевую Организацию, на случай, если правительство произведёт «антинародный» переворот. БО должна была быть строго конспиративной.
Большинством голосов 1-й съезд ПСР высказался против предложения о создании открытой партии, считая этот шаг преждевременным, а применение террора необходимым вплоть до полного завоевания политических свобод.
Пешехонов, Мякотин и Анненский покинули съезд, но не отказались от идеи создания открытой социалистической партии. По их инициативе в 1906 г. была образована Народно-социалистическая партия, ключевая формула программы которой гласила: «Восстановить права человеческой личности и обеспечить интересы трудового народа».
Лидеры народных социалистов отвергали марксистскую идею скачка из одной общественно-экономической формации в другую. В их концепции революция мыслилась как целый эволюционный период, характеризующийся множеством изменений во всех сферах жизни общества, как комплекс преобразований, которые неизбежно должны привести к изменению существующего социального строя. Согласно взглядам энесов, отражавшим настроения значительной части русской интеллигенции, элементы социализма должны внедряться в капиталистический строй, проникая в идеологические, политические, экономические сферы общества постепенно, не допуская резкой ломки социального строя. Такая ломка, по их мнению, могла оттолкнуть от социализма многих его сторонников и повлечь за собой экономический и политический хаос. Результатом социалистической эволюции, полагали энесы, должно стать народовластие — прямое участие народа в законотворчестве и управлении. Основной лозунг партии энесов гласил: «Всё для народа, всё через народ».
Из программы и тех задач, которые перед собой ставила партия, вытекала и форма ее организации как открытой социалистической партии.
Логическим звеном политической концепции энесов являлось и предпочтение мирной тактики революционной. Они считали, что борьба за программные цели должна вестись как парламентскими, так и внепарламентскими средствами. Насильственные средства борьбы, в том числе террор и вооруженное восстание, рассматривались народными социалистами как крайние и нежелательные, как «печальная возможность», но не «роковая необходимость». Радикальные средства борьбы исключались энесами из арсенала партии. Это вызывало критику со стороны эсеров, которые, как показывают агентурные сведения департамента полиции, называли народных социалистов «червяком с гнойной раны».
Однако организационное размежевание энесов и эсеров, допускаемые ими порой резкости в адрес, друг друга не означали полного прекращения отношений между ними. Эсеры писали о себе и об энесах как об одном лагере народников.
Народные социалисты, со своей стороны, отмечали, что «не только конечный пункт, но и весь путь» у эсеров и энесов «общий», расхождения у них только в предлагаемом темпе движения. Не были принципиально непримиримыми и их позиции в отношении террора. Исключив политический террор из тактики своей партии, энесы, тем не менее, оправдывали его как акт мести.
К ноябрю 1907 г. партия народных социалистов насчитывала 56 местных организаций, в которых состояло около 2 тыс. членов. В подавляющем большинстве это была городская интеллигенция, земские служащие и незначительное число крестьян. Видными идеологами энесов являлись «левые» легальные народники, отвергавшие насильственные методы борьбы — профессора и публицисты А.В. Пешехонов, В.А. Пешехонов, В.А. Мякотин, Н.Ф. Анненский, В.Г. Богораз и др.
В апреле 1907 г. состоялась 1-я конференция энесов однако после роспуска Государственной думы 2-го созыва партия фактически перестала существовать.
- Союз Русского Народа
Идея создать широкую общественную монархическую организацию в противовес революционным, существовала в патриотической части русского общества еще до революционных событий.
16 января 1901 г. в Петербурге был утвержден устав организации «Русское Собрание», ставившей своей целью оказание помощи Царю в «отстаивании России и Веры». 26 января 1901 г. товарищ министра внутренних дел сенатор П.Н. Дурново утвердил устав этой первой политической организации русского народа, в котором определялось, что: «Русское Собрание» имеет целью содействовать выяснению, укреплению в общественном сознании и проведению в жизнь исконных творческих начал и бытовых особенностей Русского народа».
«Русское Собрание» объединяло представителей русской интеллигенции чиновников, духовенства и помещиков столицы. Первоначально оно являлось своего рода литературно-художественным клубом с ярко выраженным правым славянофильским оттенком, где на первый план выдвигалась культурно-просветительная деятельность.
К концу 1901 г. в рядах «Русского Собрания» насчитывалось около тысячи, а к концу 1902 г. – около 1600 членов. 12 февраля 1901 г. состоялось первое заседание «Русского Собрания», на котором в его состав были приняты 120 действительных членов и избран руководящий орган – Совет.
В первый состав Совета «Русского Собрания» вошли 15 человек прославившиеся на ниве публицистики генералы М.М. Бородкин и А.В. Васильев, поэт В.Л. Величко, генерал граф Н.Ф. Гейден, статс-секретарь Государственного Совета барон Р.А. Дистерло, профессор Академии Генерального штаба генерал А.М. Золотарёв, издатель В.В. Комаров, будущий министр земледелия А.В. Кривошеин, будущий статс-секретарь Государственного Совета В.А. Лыщинский, правовед и писатель А.А. Папков, цензор Н.М. Соколов, издатель А.С. Суворин и другие. Первым председателем Совета «Русского Собрания» был избран князь Д.П. Голицын.
Членом «Русского Собрания» был и министр внутренних дел В.К. Плеве. 31 декабря 1904 г. состоялся приём депутации «Русского Собрания» Императором Николаем II, полностью одобрившим его деятельность. Однако «Русское Собрание», не будучи политической организацией, оказалось бессильным перед начавшейся российской смутой.
В ходе революции, после Манифеста 17 октября, появляются Монархическая партия, Союз русских людей, Добровольная народная дружина, Московский Союз Русского Народа, Общество хоругвеносцев, Добровольная народная охрана, которые, в отличие от «Русского Собрания», носили ярко выраженный народный характер. Об этом говорят за себя названия организаций (Союз Русского Народа, Добровольная народная дружина и так далее). Эти организации создавались как противовес революционным дружинам и объединениям.
Одним из самых активных и ярких основателей единой монархической организации России стал общественный деятель В.А. Грингмут, лютеранин, искренне уверовавший в православие. В 1905 г. Грингмут объездил многие российские губернии, налаживая связь с многочисленными местными монархическими организациями. 1 декабря 1905 года он обратился к Николаю II от имени этих организаций с приветственным словом и с просьбой поддержать народное монархическое движение. Император его поддержал, и началось быстрое формирование Союза.
Союз Русского Народа (СРН), получил официальный статус только 7 августа 1906 г. Его создание поддержали все патриотически настроенные люди России. Среди всеобщей смуты родилась надежда, что появилась политическая организация обеспечивающая единение Царя с Народом, та сила, которая сможет одолеть смуту.
Членами СРН стал ряд известных и почитаемых в народе священнослужителей, многие из которых будут впоследствии причислены Церковью к лику святых: отец Иоанн Кронштадтский, епископ Тихон (Белавин), митрополит Серафим (Чичагов), протоиерей Иоанн Восторгов, митрополит Владимир (Богоявленский), архиепископ Андроник (Никольский), архиепископ Никон (Рождественский) и другие. При этом, следует сказать, что СРН не воспринимался ими, да и вообще тогда в обществе, как политическая партия. Это было народное движение, возникшее стихийно, а затем оформленное организационно и получившее поддержку власти. Как докладывал позднее департамент полиции: «Союз Русского Народа — единственная политическая партия в России, имеет соприкосновение с действительною массою простого, серого люда. Вот в чем кроется и действительная сила Союза, и его живучесть. С религией и верой в монархию шутить нельзя».
В.А. Грингмут наиболее последовательно выступал за неограниченную монархию и отрицала всякие уступки парламентаризму. С 1905 г., каждый второй номер «Московских ведомостей» имел подзаголовок: «А прежде всего Дума должна быть распущенной!» Именно В.А. Грингмут ввёл термин «черносотенца» как официальное название движения. Он писал: «Враги Самодержавия назвали „чёрной сотней“ простой, чёрный русский народ, который во время вооружённого бунта 1905 г. встал на защиту самодержавного Царя. Почётное ли это название, „чёрная сотня“? Да, очень почётное. Нижегородская чёрная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников». В.А. Грингмут — автор статьи «Руководство черносотенца-монархиста», которую считали «политическим катехизисом черносотенства». Согласно Грингмуту, черносотенцы стремятся «к тому, чтобы воссоздалась могущественная, единая, неделимая Россия, и восстановилась грозная сухопутная и морская её сила; к тому, чтобы Россия управлялась Неограниченным Самодержавным Государем, и чтобы Государя от народа не отделяли ни чиновники, ни думцы; чтобы внутренний порядок и всестороннее, свободное развитие государственных и народных сил строго ограждались твёрдыми законами, на полное благополучие России и в согласии с её вековечными историческими основами».
Грингмут был принципиальным противником террора как метода борьбы; обращался к членам черносотенных организаций с призывом: «Никогда не смейте об этом (о политическом убийстве) и думать, помните, что всякий, кто борется за известную идею, никогда не будет убивать, иначе этим он распишется в том, что не верит в торжество своей идеи. Действительно жизнеспособная, действительно святая идея может орошаться кровью только своих приверженцев. Каждая новая жертва из наших рядов приближает нас к победе, но да будет стыдно тому, кто подумает поднять братоубийственную руку против своего врага: этим он наложит позорное пятно на наше святое дело! Мирным путём, устилая его нашими трупами и ни одной йоты, не уступая из наших верований, мы дойдём до нашей цели, мы одержим победу».
В.А. Грингмут был человеком выдающимся и смотрящим в будущее. Он был противником превращения СРН в политическую партию, считая, что у черносотенного движения есть более высокие и вечные цели — национальное религиозно-нравственное возрождение русского народа, то есть то, к чему стремился и сам Царь. В 1907 г. В.А. Грингмут скончался, не исполнив многого, что было им задумано. Его завещанием для русского народа были слова, выбитые на его могильном кресте: «Православные русские люди, собирайтесь, объединяйтесь, молитесь».
22 октября 1905 г. состоялось первое организационное собрание будущего СРН, а 8 ноября был создан его Главный Совет. Во главе СРН стал доктор А.И. Дубровин. 28 ноября вышел в свет первый номер печатного органа СРН газета «Русское знамя». Высшим органом СРН стал Всероссийский Съезд Русских Людей, решения которого с самого начала носили для организации рекомендательный характер.
Ряды черносотенцев быстро росли. Изданный в 1906 г. список включал 272 патриотические организации, действовавшие в более чем 200 городах и селах России. По подсчётам Департамента полиции членов этих организаций к середине 1906 г. насчитывалось около 500 тыс. чел. Черносотенство превращалось в народную мощную силу, грозившую положить конец революционной гегемонии на политической арене России. Один из руководителей СРН астраханский купец Н.Н. Тиханович-Савицкий обращался к революционерам: «Грозный призрак “Союза Русского Народа”, который вас так страшит, не призрак; это тот самый народ поднимается, над чувствами которого вы издевались; и который потребует уже скоро вас к ответу. Это встает грозный Мститель за поруганную честь России, за ее растоптанное вами, знамя. “Союз Русского Народа” растет, отделы его покрывают всю Россию. Ни ваша злоба, ни ваши вопли, ни хватание за правительство не остановят рост Мстителя. Он освободит Россию от вас и выведет ее на тот путь истинной свободы народной, на котором не место вам, презренные обманщики. Русь идет. Расползайтесь гады».
Характер Союза был по истине народным. Он объединял крестьян, дворян, рабочих, служащих, мастеровых, священников, рабочих. Особенно крепкой была черносотенная организация на Путиловском заводе. Это на заводе, который называли «самым революционным» в России!
Под руководством СРН на народные деньги возводились церкви и часовни. Большую роль в деятельности Союза сыграл отец Иоанн Восторгов. Оказавшись в декабре 1905 г. в Москве, он принял активное участие в антиреволюционном движении. Отец Иоанн неустанно проповедовал, выступал с обращениями и воззваниями к русскому народу, призывая их не верить революционной пропаганде, обличая ее лживость и двуличие. В 1908 году отец Иоанн совершил поездку по Дальнему Востоку и по возвращении был принят Императором Николаем II. Государь поддержал замысел батюшки учредить Братство Воскресения Христова для удовлетворения нужд русского населения на окраинах империи. Братство было открыто в 1909 г.
Но уже в 1906-07 гг. в деятельности Союза стали усматриваться негативные явления. СРН все больше превращался в политическую партию. А любая партийность, как любой раскол, противная по духу христианству, ведет к перерождению общества в худшую сторону. Так случилось и с СРН. В его деятельности все больше стало усматриваться ненависти вместо любви, борьбы вместо созидания. Справедливо оценивая негативную роль еврейских организаций в революционном движении, Союз стал обвинять в этом вообще всех евреев, запретив им вступать в свои ряды и требуя принятия против них дискриминационных мер, а также их высылки за пределы России. Такая позиция СРН оттолкнула от него тех евреев, которые стремились к примирению с Царской властью и хотели участвовать в русской жизни. Несмотря на это руководство СРН категорически отвергало еврейские погромы. Председатель Союза А.И. Дубровин писал: «Погромы противны нам уже одной своей бессмысленностью, не говоря про дикую, бесцельную жестокость и разнузданность низменной страсти. Во всех погромах расплачиваются сами же погромщики (русские или вообще христиане), да и жалкие полуодетые, голодные бедняки-евреи. Богатое и всемогущее еврейство, почти без исключений, остается невредимым. «Союз русского народа» употреблял и будет употреблять все усилия не допускать погромов».
С другой стороны, такие обобщения позволяли на волне оголтелой юдофобии проникать в ряды Союза демагогам и провокаторам, каким был, скажем, В.М. Пуришкевич, сыгравший впоследствии видную роль в дискредитации царского имени и в убийстве Г.Е. Распутина.
Излишняя политизация СРН привела также к конфликту с частью духовенства и представителями власти. Глава СРН А.И. Дубровин, требуя от церковных иерархов безоговорочной поддержки Союза, добился лишь обратной реакции со стороны митрополита Антония (Вадковского), который отказал А.И. Дубровину в такой поддержке.
Не сложились у А.И. Дубровина отношения и с протоиереем Иоанном Восторговым, которого председатель СРН заподозрил в намерении занять его место. В «Русском знамени» стали все чаще появляться статьи направленные против отца Иоанна. Дело дошло до того, что намёками священника обвиняли в убийстве В А. Грингмута!
Отец Иоанн, несмотря на эти обвинения, отринул личные обиды во имя общего дела. Выступая на съезде СРН в Москве в 1907 г., он заявил, что черносотенное дело «есть дело любви, и действовать нужно в духе любви». Отец Иоанн неустанно боролся против попыток оторвать СРН от Церкви. Причём эти попытки исходили как от амбициозных черносотенцев, так и от некоторых либеральствующих епископов, к числу которых относился и митрополит Антоний (Вадковский).
Под влиянием последних, Священный Синод принял решение предоставлять священнослужителям право самим решать участвовать ли им в черносотенном движении, или нет. В январе 1909 года о. Иоанну с трудом удалось уговорить Синод не запрещать священникам состоять в СРН.
Протоиерей Иоанн Восторгов пользовался неизменной поддержкой Императора Николая II. Государь во время личной аудиенции пожаловал ему орден святого Владимира 3-й степени.
Отец Иоанн Восторгов был расстрелян большевиками 23 августа 1918 г. в Москве.
Амбиции А.И. Дубровина, его политический радикализм привели его к конфликту с П.А. Столыпиным. Последний, в свою очередь, плохо и предвзято относился к СРН, не представлял себе всю важность народного монархического движения. Партийность, как раковая опухоль, начинала все больше поражать СРН и всё черносотенное движение. В 1907 г. СРН раскололся на два отделения — А.И. Дубровина и отца Иоанна Восторгова, а в 1908 г. происходит еще один раскол, в результате которого появляется Русский Народный Союз имени Михаила Архангела во главе с В.М. Пуришкевичем. В 1912 г. дубровинское отделение, в свою очередь, распадается на «дубровинский СРН» и просто СРН во главе с Марковым 2-м. К 1917 г. черносотенное движение представляло собой слабое аморфное явление, не способное противостоять ни революционной пропаганде, ни революционному террору. Так, великий почин Царя и народа, давший в 1905-06 гг. надежду на возрождение России, был погублен политическими амбициями, политической близорукостью и политическим невежеством.