О принятии гимна Российской Империи
18 декабря 1833 г. – впервые был исполнен Гимн Российской Империи «Боже, Царя храни!»
Государственный гимн – это хоровая песня строгого, торжественного и хвалебного характера, исполняемая в особых случаях и принадлежит конкретному государству. Гимн прославляет единение, могущество и цель существования данного народа, как государственного образования. Государственный гимн – один из символов, наряду с гербом и флагом, державы и является своего рода идентификационным, музыкальным признаком страны на международном уровне (исполнение при встрече первых лиц государств, чествование победителей спортивных соревнований и т.д.). Праздничность и торжественность гимна вдохновляет, усиливает и укрепляет национальное, и государственное самосознание граждан.
В отличие от гимнов, принятых различными государственными структурами (министерствам, ведомствам), регионам, городам или даже образовательным союзам (всемирный гимн студентов — «Гаудеамус»), государственный гимн страны – это судьбоносная песнь как краткая, поэтическая конституция с малых лет приобщающая каждого подданного или гражданина к религиозной, социальной, культурной и политической жизни страны.
Государственный гимн как музыкальная форма прославления страны и народа существует с 16 века (гимн Нидерландов «Хэт Вильгэльмус» один из старейших гимнов в мире и относится ко времени появления в период между 1568 – 1572 годов). Уже в те века гимну придавался некий мистический, тяготеющий к божественному смысл, отображавший христианскую парадигму проживавших в Европе народов.
В Московском царстве Иоанна IV Рюриковича («Грозного») в те же годы в качестве Государственного гимна исполнялись праздничные богослужебные песнопения, в зависимости от церковного календаря. Но наиболее распространённым был знаменный распев «Всемирная слава» (догматик 1 глас). В конце 18 века государственной песней, исполняющейся на торжественных, державных мероприятиях, считалась «Гром победы, раздавайся!» на стихи Г. Державина и с мелодией на манер полонеза. В 1791 г. она впервые прозвучала в Таврическом дворце на празднике в честь взятия А. Суворовым крепости Измаил. Но так как композиция не получила соответствующий государственный статус в качестве гимна, со временем она «вышла из моды».
По мере развития мировой цивилизации, появление и становление новых государств, а также смены прежних режимов, появлялись и новые государственные гимны. Иногда они замещались так называемыми народными песнями, чтобы быть понятными для большинства населения, которое оставалось безграмотным. Если гимн (песня) не становился популярным – это часто означало, что народ был недоволен своими правителями.
Истоки появления гимна Российской Империи относятся к 1814 году и связаны с одержанной победой над войсками Наполеона. Так как своего гимна не было, прославление русских войск и его Императора Александра I в Париже происходило под звучание английского — «Боже, храни короля» («God save the King»), что не могло не уязвить тщеславие Императора как основного победителя в прошедшей войне. Появляться на официальных приёмах и торжествах под чужеземный гимн было явным моветоном.
Вполне допустимо предположить, что данное обстоятельство получило огласку среди окружения царя и вскоре в журнале «Сын Отечества» за 1815 год появилось стихотворение поэта В. Жуковского «Молитва Русского народа», посвящённое победителю Александру I. В августе 1816 года А. Пушкин дописал к стихотворению 2-е строфы и 19 октября оно было положено на ноты английского гимна. В 1818 году поэт В. Жуковский дополнил своё стихотворение, получившее законченную форму. Однако музыка продолжала оставаться английской.
На состоявшемся в 1816 г. параде в Варшаве, по случаю присоединения польских земель к Империи (за исключением Краковской республики, учреждённой 1815 году), по приказу командующего парадом Великого князя Константина Павловича для встречи Императора была исполнена «Молитва Русского народа». Пафосная «народная песня» до глубины чувств растрогали Императора и тот издал указ о признании данного музыкального творения в качестве Императорского русского гимна.
Первые слова гимна «Боже, Царя храни!» были заимствованы В. Жуковским из английского гимна, который, в свою очередь, позаимствовал их из еженедельных церковных служб, на которых читали молитву за здравие монарха. В середине 16-го века фраза стало лозунгом боевого подразделения – королевской морской флотилии. Второй строчкой – ответом на призыв, была фраза «Чтоб он долго царствовал над нами». «Народность» (скажем так) этим словам придают два обстоятельства. 1558 – 1603 годы правления Елизаветы I, считаются «золотым веком Англии» в области культуры – У. Шекспир (Литературный псевдоним. Истинное имя автора всех мировых литературных шедевров – Роджер Мэннерс, граф Рэтленда. Реальный Шекспир никуда из Англии не отлучался, а оставленное завещание, единственный написанный им документ, исполнен на трёх листах почерком, которому могла бы позавидовать любая английская «курица с лапой») и т.д. И всё же главным достижением Елизаветы I стали победы Англии на мировой арене (оккупация Индии, учреждение Ост-Индской кампании, разгром Испанского флота, грабежи Южной Америки капитаном Дрейком, географические открытия и т.д.). Успешному мировому господству способствовало официальное учреждение пиратства и право грабить корабли, и колонии от имени, и по поручению королевы. Рыжеволосая бестия понимала, что пираты и без её «благословения» будут заниматься наследственным, английским делом, но тогда бы она не получала никакой выгоды. Поэтому капитанов пиратских кораблей официально нанимали на службу английской короне, они получали бумагу, по которой государство предоставляло им возможность стоянок в английских гаванях и разрешало пребывать в городах. Пираты, в свою очередь, платили налог в казну. Теперь они становились не просто грабителями и убийцами, а королевскими грабителями и убийцами с индульгенцией от англиканской церкви. Королева с достоинством стала носить награбленные (экспроприированные) с испанских кораблей жемчуга и драгоценности, роскошествовала в заморских тканях, предварительно смыв с них пятна крови.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно боевое подразделение королевской морской флотилии её Величества славило короля/королеву (в гимне), так как от них напрямую зависел преступный, национальный промысел.
Вошедшему на трон в декабре 1825 г. Императору Николаю I, извечному недругу коллективного Запада, гимн пришёлся не по нраву, как и процветавшее в части высшего общества англоманство. В отличие от своего почившего брата Александра I, новый Император критически оценивал прогрессивные западные веяния и вошёл в историю как один из главных традиционалистов на российском престоле. Осознание необходимости проведения национальных преобразований на основе русской идеологии, оформилось в разработанной министром народного просвещения и президентом Санкт-Петербургской академии наук графом С. Уваровым теории официальной народности. 19 ноября 1833 года он направил в адрес Императора специальный доклад под названием «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при укреплении Министерства». В докладе отмечалось, что в России есть только три незыблемых понятия:
- Самодержавие. С. Уваров считал, что русский народ не разделяет таких понятий как «царь» и «страна». Для людей это всё является единым, гарантирующим счастье, силу, защиту, славу;
- Православие. Народ в России является религиозным, и почитает духовенство наравне с государственной властью. Религией можно решать вопросы, которые нельзя решить самодержавием;
- Народность. Основа России кроется в единении всех народностей под короной Императора.
С целью достижения поставленных задач необходимо было развивать патриотизм, усиливать самодержавие и позиции церкви. В дальнейшем, сторонники теории официальной народности к коим принадлежал и Николай I, использовали в своей деятельности лозунг «Самодержавие. Православие. Народность».
В рамках принятой теории Император пожелал несколько изменить государственный гимн, усилить прославление страны и монархической власти, о чём поведал начальнику Собственной Его Величества канцелярии генералу А. Бенкендорфу. Николай I считал постыдным, что Россия не имеет собственной государственной музыки и вынуждена довольствоваться заимствованием у главного конкурента в борьбе за сферы влияния на планете. Он также высказал просьбу не включать в произведение фанфарные звучания и призывы к победе, но хотел мелодию, близкую к молитве. Указания царя были доведены композитору А. Львову, который, как офицер свиты, сопровождал Императора в Пруссию и Австрию, в которых Николая I повсюду приветствовали звуками английского гимна.
Князь Алексей Фёдорович Львов не был известным композитором, но заслужил музыкальное признание как скрипач-виртуоз. Его мастерство ценили Мендельсон, Шуман, Лист. Он выступал с сольными концертами в Англии, Германии, Франции и везде ему сопутствовал успех. После смерти отца, он унаследовал руководство придворной, певческой капеллы и создал школу певческого мастерства. С ноября 1826 года А. Львов состоял на службе в должности старшего адъютанта, в штабе корпуса жандармов и был приближен А. Бекендорфом как честный и преданный офицер.
Интересный факт. Музицирование даже не было основным занятием А. Львова – по образованию он был инженером и спроектировал 16 различных мостов и 3 судопропускных шлюза, а в 1830-х годах заведовал организацией царских поездок и работой охраны императора. Однако, он прекрасно справился с поручением и 23 ноября 1833 г. гимн был впервые представлен царю. Как позже, он писал в своих мемуарах: «Я чувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувственный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа от учёного до невежи. Все эти условия меня пугали, и я ничего написать не мог. В один вечер, возвратясь домой поздно, я сел к столу, и в несколько минут гимн был написан».
Канон 16 тактов и 6 строк составили канонический вариант гимна Российской империи, известного как «Боже, Царя храни!». Мелодия и текст легко запоминались и были рассчитаны на повтор куплетов (трижды). Содержание текста гармонично укладывалось в программу идеологии официальной народности, разработанной в том же месяце.
Первое исполнение произведения состоялось в Певческой капелле в придворными певчими, с двумя военными оркестрами. Благодаря возвышенной, хоральной мелодии гимн звучал исключительно пафосно, вдохновенно и завораживающе. Однако его схожесть с британским, хоть и отдалённая, но всё же сохранилась. Прослушанная несколько раз мелодия очень понравилась царю, и он распорядился «показать» гимн широкой публике. После чего Император подошёл к А. Львову, крепко обнял его и поцеловал, добавив: «Лучше нельзя, ты совершенно понял меня». Затем Николай I приказал А. Бенкендорфу сообщить военному министру А. Чернышеву о введении гимна во вверенном ему ведомстве, а 31 декабря последовал соответствующий приказ №188.
В знак признательности за написанное произведение Император подарил А. Львову золотую, осыпанную бриллиантами табакерку с собственным портретом и присвоил звание флигель-адъютанта. В последующие годы Алексей Фёдорович дослужился до тайного советника и сенатора.
18 декабря 1833 года в Большом театре в Москве оркестр и вся труппа театра участвовали в представлении «Русской народной песни» (так был назван в афише гимн «Боже, Царя храни!»). 25 декабря 1833 г., в день годовщины изгнания войск Наполеона из России, гимн был исполнен в залах Зимнего дворца при освящении знамён.
31 декабря командир Отдельного гвардейского корпуса Великий князь Михаил Павлович отдал приказ: «Государю Императору благоугодно было изъявить свое соизволение, чтобы на парадах, смотрах, разводах и прочих случаях вместо употребляемого ныне гимна, взятого с национального английского, играть вновь сочиненную музыку».
30 августа 1834 г. на Дворцовой площади Санкт-Петербурга был открыт монумент — Александровский столп — в честь победы над Наполеоном в войне 1812 г. Торжественное открытие монумента сопровождалось парадом войск с официальным исполнением впервые Государственного гимна Российском Империи — «Боже, Царя храни!».