НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ЦИФРЫ И ДОСТИЖЕНИЯ
высшее
образование
в России
в 1917 году
118 вузов
4477 профессоров
и преподавателей
135 065 студентов
начальные
учебные заведения
в 1914 году
123 745
8 902 621
учащийся
профессионально-
технические
учебные
заведения
в 1910 году
3136
213 880 учащихся
женское
образование
в 1914 году
873
гимназии
92 прогимназии
31 институт
благородных девиц
51 епархиальное училище
49 вузов
ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II
ОСУЩЕСТВИЛ МАСШТАБНУЮ И ВЫДАЮЩУЮСЯ РЕФОРМУ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСУДАРЬ ТАК ФОРМУЛИРОВАЛ СУТЬ СВОИХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРАВИТЕЛЬСТВУ: «ЧТОБЫ В ШКОЛЕ С ОБРАЗОВАНИЕМ ЮНОШЕСТВА СОЕДИНИЛОСЬ ВОСПИТАНИЕ ЕГО В ДУХЕ ВЕРЫ, ПРЕДАННОСТИ ПРЕСТОЛУ И ОТЕЧЕСТВУ И УВАЖЕНИЯ К СЕМЬЕ, А ТАКЖЕ ЗАБОТА О ТОМ, ЧТОБЫ С УМСТВЕННЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МОЛОДЕЖИ ПРИУЧАТЬ ЕЕ С РАННИХ ЛЕТ К ПОРЯДКУ И ДИСЦИПЛИНЕ».
ЗНАНИЯ — ГЛАВНЫЙ КАПИТАЛ
В эпоху правления Императора Николая II расходы на народное образование выросли в 8 раз, более чем в два раза опережая затраты на образование во Франции и в полтора раза — в Англии. Бюджет народного просвещения к 1914 году достиг около половины МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ ЗОЛОТОМ. В 1904 году был принят принцип ежегодного увеличения кредитов по народному образованию на 20 миллионов рублей (10 миллионов на постройку новых школ, 10 миллионов на их содержание).
БЕСПЛАТНОЕ И ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ
По указанию Императора Николая II Министерство народного просвещения в 1904 году приступило к разработке проекта всеобщего обучения. Первоначальное обучение было бесплатным по закону, а с 1908 года оно сделалось обязательным. С 1904 года ежегодно в России открывалось около 10 000 народных школ. К 1917 году 86% российской молодежи умели читать и писать (в 1897 году — 21%).
УЧИТЕЛЬ ДЛЯ НАРОДНОЙ ШКОЛЫ
В годы правления Николая II в России было открыто 33 учительских института, 122 учительские семинарии, 147 педагогических курсов, готовивших 20 000 будущих педагогов для народных школ.
ДОСТОЙНЫЙ СТАТУС ПЕДАГОГА
Правительство Императора Николая II проявляло большую заботу о педагогических кадрах. 25-летний педагогический стаж обеспечивал учителю пенсию в размере годового оклада. Каждые пять лет стажа сверх этого добавляли еще 1/5 пенсии. После смерти педагога пенсия выплачивалась его семье. Существенные доплаты полагались за проверку письменных работ, проведение дополнительных уроков сверх ставки и классное руководство. Директоры, инспекторы, врачи, библиотекари гимназий жили в казенных квартирах, помимо жалованья получали «столовые» деньги. Учительский персонал министерских мужских гимназий был причислен к рангу государственных служащих. Профессор университета (согласно Табели о рангах) имел чин генерал-майора.
В УНИВЕРСИТЕТ — ИЗ ДЕРЕВНИ
ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧИТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТАЛА РЕАЛЬНОЙ ДЛЯ ВЫХОДЦЕВ ИЗ ВСЕХ СОСЛОВИЙ
К 1914 году 49,7% студентов университетов составляли дети мещан, купцов, крестьян, казаков, причем последние освобождались от платы за обучение и были стипендиатами. По количеству женщин, обучавшихся в вузах, Россия занимала первое место в Европе.
ВЫСШАЯ ШКОЛА В ИМПЕРИИ
В годы царствования Николая II высшее образование в России по качеству и доступности стало одним из ведущих в мире. Если в 1894 году в России было 48 вузов, то к январю 1917-го их число достигло 118 (64 государственных и 54 частных). Государственные вузы: университеты — 11, юридические — 4, востоковедения — 3, медицинские — 2, педагогические — 4, военные — 8, богословские — 6, инженерно-промышленные — 15, земледельческие — 6, ветеринарные — 4, художественные — 1. В 1894–1917 годах в России было подготовлено более 150 тысяч специалистов с высшим образованием. В 1914 году в университетах, высших технических школах и академиях Германской империи учились не более 25 тысяч будущих специалистов с естественнонаучным и инженерным образованием. В высших учебных заведениях других крупных европейских стран (Великобритании, Франции, Австро-Венгрии) их было еще меньше. Между тем в университетах, высших технических, военно-инженерных и коммерческих училищах Российской империи обучалось не менее 40–45 тысяч человек. Это и дало кадровую основу для мощного взлета отечественной науки и промышленности в 30–60-е годы ХХ столетия, когда знаменитые конструкторские бюро и крупнейшие промышленные предприятия в Советском Союзе возглавляли в основном выпускники императорских вузов.
РОССИИ НУЖНЫ ИНЖЕНЕРЫ
Император Николай II лично инициировал открытие 15 технических вузов, а также создание техникумов. В апреле 1912 года Государь направил письмо в Совет Министров: «Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных заведений, а еще больше — в средних технических и сельскохозяйственных школах. Принять эту резолюцию за руководящее мое указание».