15 июля | 2019
Автор: Admin
Молитвенная, постовая и евхаристическая дисциплина Императорской Четы. Часть 1.
Автор: Капков К.Г.
С самого раннего возраста будущий Государь Николай II регулярно посещал церковные службы. В младенчестве он был в церкви на руках матери или няньки, а в отрочестве находился в храме все положенное богослужебное время наравне со взрослыми. В Императорской династии это было принято, как общее правило. Императрица Александра Федоровна приносила в церковь первенцев практически с рождения, чтобы они, в том числе привыкали к церковному пению.
Изучение дневников Государя позволяет констатировать следующий порядок посещений им церковных богослужений со времени восшествия на Престол. Император практически всегда бывал на литургии (обедне) в воскресные дни.
Так, во время поездки по прифронтовой полосе 11 сентября 1916 года, Император в дневнике отметил: «Необычное для меня воскресенье без обедни». Пропуски воскресных служб были крайне редки. Они случались в дороге или по болезни. Например, в октябре 1900 года Государь заболел в Ливадии, а выздоровел к началу декабря. После этого в декабре он слушал службы через открытую дверь из бывшего кабинета Императора Александра III, располагавшегося рядом с алтарем дворцовой церкви. Тогда в дневнике Государь записал: «Такое утешение быть у службы после 5 недель»; и еще через несколько дней: «С такой радостью снова помолился у обедни».
В начале царствования Император редко посещал всенощные накануне воскресных дней, но позднее сделал это для себя практически обязательным правилом.
Приветствие перед богослужением: взаимное целование рук Императрицы и архиерея. В наше время так встречают друг друга только священнослужители. Фото К. Е. фон Ган
Государь с Семьей всегда присутствовал на рождественских службах и всегда посещал полный интенсивный цикл богослужений на первой и последней неделях Великого поста. Также, разумеется, всегда был на пасхальной службе и, кроме того, на литургии в первый день Светлой седмицы.
Можно заметить, что ежегодно в первые два дня Пасхи Царственные супруги христосовались со всеми служащими своего дворца и другими чинами, находившимися в то время рядом, а также с членами депутаций от волостных старшин и старообрядцев. Государь христосовался с мужчинами, Государыня — с женщинами, а мужчины целовали Царице руку. (Количество лиц, приносивших поздравления, было весьма значительно. Например, в 1914 году в Ливадии в первый день Пасхи, 6 апреля, Царскую семью всеподданнейше поздравили 525 чинов, а во второй день — 893. В 1916 году, в первый день Пасхи, 10 апреля, Ее Величеству поднесли поздравления 754 служащих, в основном Придворного ведомства. Во второй день Государыню всеподданнейше поздравили 576 чинов.)
На праздник Богоявления из Императорского Зимнего дворца совершались торжественные выходы на Иордань, устроенную на Неве. Царскую семью сопровождал сонм столичного духовенства, которое возглавлял Санкт¬Петербургский митрополит. При погружении креста в воду производился пушечный салют, святой водой окроплялись все чины, а также знамена и штандарты. Митрополит подносил Государю чашу со святой водой, а Император окроплял себя сам, как принято между священнослужителями.
Теперь скажем о посещении Государем церковных служб во все двунадесятые, некоторые Великие праздники и дни своего тезоименитства (память святителя Николая Чудотворца) в период 1896–1918 годов, то есть за 22 года с начала царствования. Наиболее посещаемыми Императором праздниками в порядке богослужебного годового круга были:
— Рождество Пресвятой Богородицы, 8 сентября
(посетил богослужение 17 раз);
— Воздвижение Креста Господня, 14 сентября
(был на службе 19 раз);
— Покров Пресвятой Богородицы, 1 октября
(был на службе 15 раз);
— Введение во храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября
(был на службе 17 раз);
— память святителя Николая Чудотворца, 6 декабря
(был на службе ежегодно);
— Рождество Христово, 25 декабря (был на службе ежегодно);
— Сретение Господне, 2 февраля (был на службе 20 раз);
— Благовещение Пресвятой Богородицы, 25 марта
(был на молитве каждый год);
— память святителя Николая Чудотворца, 9 мая
(был на службе 17 раз);
— Пасха Господня (был на службе ежегодно);
— Вознесение Господне (был всегда, кроме 1918 года);
— Пресвятой Троицы (был всегда, кроме 1916 года);
— Преображение Господне, 6 августа (был всегда,
кроме 1917 года).
Редко Император присутствовал в церкви на празднике Успения Пресвятой Богородицы, 15 августа — 7 раз (одно из посещений пришлось на воскресный день).
Неясно почему, но Государь игнорировал один праздник: святых апостолов Петра и Павла, 29 июня. За время своего царствования в этот день он посетил церковь всего три раза, причем в те дни, когда праздник попадал на воскресный день. То есть Царь приходил, прежде всего, на воскресную службу, а специально на богослужении в честь святых апостолов за время царствования Государь не был ни разу.
При этом вторым по значимости храмом в Придворном ведомстве в Санкт-Петербурге (после Императорского собора Зимнего дворца) был Петропавловский собор — усыпальница дома Романовых, где похоронены все российские Цари, начиная с Императора Петра I (кроме Императора Петра II, скончавшегося в Москве). Заметим, что в письме к Государю от 2 июня 1916 года Императрица сказала: «О, как холодна эта усыпальница! В ней трудно молиться, совершенно не чувствуешь, что находишься в церкви».
Далее можно отметить, что некоторые двунадесятые праздники совпадали с днями полковых праздников, на которых было принято присутствие Государя, иногда с супругой. Так праздник Благовещения Господня был полковым праздником Лейб-гвардии Конного полка, Вознесения Гос-подня — праздником Лейб-гвардии Уланского Ея Величества полка, Пресвятой Троицы — праздником Лейб-гвардии Измайловского полка и Лейб-гвардии Саперного батальона, Преображения Господня — праздником Лейб-гвардии Преображенского полка, Введения во храм Пресвятой Богородицы — праздником Лейб-гвардии Семеновского полка, память святителя Николая Чудотворца 9 мая — праздником Лейб-гвардии Кирасирского Ея Величества полка.
Во время смотров некоторых названных полков служились обедня и молебен (на Троицу — обедня и вечерня), после чего совершался парад. Иногда же служился только молебен.
Помимо названных памятных дней, Государь часто бывал на различных храмовых праздниках, юбилеях и торжествах, как правило, с супругой, где практически всегда совершался молебен, а также присутствовал на закладках и освящениях церквей, прежде всего военных.
В Императорской семье было принято служить молебен на свой отъезд или возвращение домой. Кроме того, Семья посещала литургии, молебны на именины и дни рождения детей, а также юбилеи Священного Коронования Их Императорских Величеств.
Государь старался быть на литургии и в день своего рождения 6 мая, слушать обедни в годовщины своей помолвки и свадьбы. Нередко Император бывал на панихидах по разным случаям. Таким образом, жизнь Государя и его Семьи была постоянно сопряжена с церковной молитвой, пронизана ею.
Из всех богослужений Император Николай II более всего любил молиться за «преждеосвященной обедней», что отмечено в его дневнике.
С самого раннего возраста будущий Государь Николай II регулярно посещал церковные службы. В младенчестве он был в церкви на руках матери или няньки, а в отрочестве находился в храме все положенное богослужебное время наравне со взрослыми. В Императорской династии это было принято, как общее правило. Императрица Александра Федоровна приносила в церковь первенцев практически с рождения, чтобы они, в том числе привыкали к церковному пению.
Изучение дневников Государя позволяет констатировать следующий порядок посещений им церковных богослужений со времени восшествия на Престол. Император практически всегда бывал на литургии (обедне) в воскресные дни.
Так, во время поездки по прифронтовой полосе 11 сентября 1916 года, Император в дневнике отметил: «Необычное для меня воскресенье без обедни». Пропуски воскресных служб были крайне редки. Они случались в дороге или по болезни. Например, в октябре 1900 года Государь заболел в Ливадии, а выздоровел к началу декабря. После этого в декабре он слушал службы через открытую дверь из бывшего кабинета Императора Александра III, располагавшегося рядом с алтарем дворцовой церкви. Тогда в дневнике Государь записал: «Такое утешение быть у службы после 5 недель»; и еще через несколько дней: «С такой радостью снова помолился у обедни».
В начале царствования Император редко посещал всенощные накануне воскресных дней, но позднее сделал это для себя практически обязательным правилом.
Приветствие перед богослужением: взаимное целование рук Императрицы и архиерея. В наше время так встречают друг друга только священнослужители. Фото К. Е. фон Ган
Государь с Семьей всегда присутствовал на рождественских службах и всегда посещал полный интенсивный цикл богослужений на первой и последней неделях Великого поста. Также, разумеется, всегда был на пасхальной службе и, кроме того, на литургии в первый день Светлой седмицы.
Можно заметить, что ежегодно в первые два дня Пасхи Царственные супруги христосовались со всеми служащими своего дворца и другими чинами, находившимися в то время рядом, а также с членами депутаций от волостных старшин и старообрядцев. Государь христосовался с мужчинами, Государыня — с женщинами, а мужчины целовали Царице руку. (Количество лиц, приносивших поздравления, было весьма значительно. Например, в 1914 году в Ливадии в первый день Пасхи, 6 апреля, Царскую семью всеподданнейше поздравили 525 чинов, а во второй день — 893. В 1916 году, в первый день Пасхи, 10 апреля, Ее Величеству поднесли поздравления 754 служащих, в основном Придворного ведомства. Во второй день Государыню всеподданнейше поздравили 576 чинов.)
На праздник Богоявления из Императорского Зимнего дворца совершались торжественные выходы на Иордань, устроенную на Неве. Царскую семью сопровождал сонм столичного духовенства, которое возглавлял Санкт¬Петербургский митрополит. При погружении креста в воду производился пушечный салют, святой водой окроплялись все чины, а также знамена и штандарты. Митрополит подносил Государю чашу со святой водой, а Император окроплял себя сам, как принято между священнослужителями.
Теперь скажем о посещении Государем церковных служб во все двунадесятые, некоторые Великие праздники и дни своего тезоименитства (память святителя Николая Чудотворца) в период 1896–1918 годов, то есть за 22 года с начала царствования. Наиболее посещаемыми Императором праздниками в порядке богослужебного годового круга были:
— Рождество Пресвятой Богородицы, 8 сентября
(посетил богослужение 17 раз);
— Воздвижение Креста Господня, 14 сентября
(был на службе 19 раз);
— Покров Пресвятой Богородицы, 1 октября
(был на службе 15 раз);
— Введение во храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября
(был на службе 17 раз);
— память святителя Николая Чудотворца, 6 декабря
(был на службе ежегодно);
— Рождество Христово, 25 декабря (был на службе ежегодно);
— Сретение Господне, 2 февраля (был на службе 20 раз);
— Благовещение Пресвятой Богородицы, 25 марта
(был на молитве каждый год);
— память святителя Николая Чудотворца, 9 мая
(был на службе 17 раз);
— Пасха Господня (был на службе ежегодно);
— Вознесение Господне (был всегда, кроме 1918 года);
— Пресвятой Троицы (был всегда, кроме 1916 года);
— Преображение Господне, 6 августа (был всегда,
кроме 1917 года).
Редко Император присутствовал в церкви на празднике Успения Пресвятой Богородицы, 15 августа — 7 раз (одно из посещений пришлось на воскресный день).
Неясно почему, но Государь игнорировал один праздник: святых апостолов Петра и Павла, 29 июня. За время своего царствования в этот день он посетил церковь всего три раза, причем в те дни, когда праздник попадал на воскресный день. То есть Царь приходил, прежде всего, на воскресную службу, а специально на богослужении в честь святых апостолов за время царствования Государь не был ни разу.
При этом вторым по значимости храмом в Придворном ведомстве в Санкт-Петербурге (после Императорского собора Зимнего дворца) был Петропавловский собор — усыпальница дома Романовых, где похоронены все российские Цари, начиная с Императора Петра I (кроме Императора Петра II, скончавшегося в Москве). Заметим, что в письме к Государю от 2 июня 1916 года Императрица сказала: «О, как холодна эта усыпальница! В ней трудно молиться, совершенно не чувствуешь, что находишься в церкви».
Далее можно отметить, что некоторые двунадесятые праздники совпадали с днями полковых праздников, на которых было принято присутствие Государя, иногда с супругой. Так праздник Благовещения Господня был полковым праздником Лейб-гвардии Конного полка, Вознесения Гос-подня — праздником Лейб-гвардии Уланского Ея Величества полка, Пресвятой Троицы — праздником Лейб-гвардии Измайловского полка и Лейб-гвардии Саперного батальона, Преображения Господня — праздником Лейб-гвардии Преображенского полка, Введения во храм Пресвятой Богородицы — праздником Лейб-гвардии Семеновского полка, память святителя Николая Чудотворца 9 мая — праздником Лейб-гвардии Кирасирского Ея Величества полка.
Во время смотров некоторых названных полков служились обедня и молебен (на Троицу — обедня и вечерня), после чего совершался парад. Иногда же служился только молебен.
Помимо названных памятных дней, Государь часто бывал на различных храмовых праздниках, юбилеях и торжествах, как правило, с супругой, где практически всегда совершался молебен, а также присутствовал на закладках и освящениях церквей, прежде всего военных.
В Императорской семье было принято служить молебен на свой отъезд или возвращение домой. Кроме того, Семья посещала литургии, молебны на именины и дни рождения детей, а также юбилеи Священного Коронования Их Императорских Величеств.
Государь старался быть на литургии и в день своего рождения 6 мая, слушать обедни в годовщины своей помолвки и свадьбы. Нередко Император бывал на панихидах по разным случаям. Таким образом, жизнь Государя и его Семьи была постоянно сопряжена с церковной молитвой, пронизана ею.
Из всех богослужений Император Николай II более всего любил молиться за «преждеосвященной обедней», что отмечено в его дневнике.