ОСТАВЬТЕ СВОЙ ОТЗЫВ

ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ




В этот день

В этот день

Меню

emblem
logo
emblem

статьи

25 февраля | 2020 Автор: Admin

Как учились дети в Царской России — нашли дневник ученика 1915 года и изучили его

Дневник. 

Работая в реставрационной мастерской у меня есть возможность изучать историю не только по написанному тексту, но и различным бытовым записям. Сегодня статья посвящена именно такому примеру: 

Дневник ученика 3 класса «Высшего начального училища» 1915—1916 гг. 

Титульный лист дневника. 

Казалось бы такая простая вещь, а сколько интересного она в себе хранит, но обо всем по порядку, начинаем листать дневник. 

Первое, что мы видим, это то, что дневник принадлежал А. Бурмистрову, ученику 3 класса, высшего начального училища. Давайте посмотрим, что это за учебное заведение. 

Высшее начальное заведение 

- Если переводить на наш язык, это среднее звено между младшей школой и старшими классами. Примерно можно предположить, что это обучение с 4 по 9 класс современной школы.

В это заведение могли поступить те дети, которые окончили начальную школу и находились в возрасте 10-13 лет. Мы можем предположить, что нашему ученику на момент ведение дневника где-то 13-15 лет. Листаем дальше.

Расписание уроков.

На следующей странице мы видим расписание уроков. В третьем классе (по нашему это примерно 7-8 класс) преподавали следующие предметы:

  • Русский язык, Арифметика, Геометрия - 3 раза в неделю.
  • История, Закон Божий, Физика, География, Рисование, Черчение - 2 раз в неделю.
  • Славянский язык, Диктант, Естествоведение, Гимнастика, Пение - 1 раз в неделю.

Учились ребята 6 дней в неделю, по 4-5 уроков в день. График не сильно перегружен и на мой взгляд достаточно комфортный. А вот набор уроков интересный. Больше всего внимание уделялось русскому языку и математике. Религиозное образование представлено двумя предметами: «Закон Божий» и «Славянский язык» (что не так и много). По набору предметов можно сделать вывод, что упор был сделан на науку.

Роспись классного руководителя.

На каждой неделе есть подпись классного руководителя. И даже я нашел одно замечание нерадивому ученику. В котором говорится:

«Необходимо аккуратнее записывать заданные уроки и помечать месяцы и числа. Заполнить расписание уроков.»

Замечание от классного руководителя.

Да, ученик Бурмистров в первые недели учебы даты не проставлял, а задание записывал небрежно.

Заполненная страница дневника.

Листая дневник мы можем увидеть, что Рождество Христово в те времена отмечали 24 и 25 декабря, а не как сейчас 7 января.

Записи о праздновании Рождества Христова.

Совместно с Православными праздниками не забывали и про славянские, вот к примеру выходные дни на Святки:

Святки в Январе.

Вообще надо отметить, что праздничных дней в то время у школьников было куда больше чем сейчас. Листая дневник я постоянно сталкивался с отметками о том или ином выходном дне.

По ходу обучения некоторые предметы поменялись. Появился предмет - «Теория словесности». Интересно записано домашнее задание (или это просто констатация по предмету изучения?)

«И скучно и грустно».

Мы немного окунулись с вами в быт ученика 3 класса высшей начальной школы, А. Бурмистрова. Надеюсь он выучился на отлично и достиг больших высот в жизни!

А что можно сказать про его сверстников в наше время, их учеба сложнее?