04 сентября | 2019
Автор: Admin
Как айсберги-гиганты едва не отпугнули моряков от открытия Земли Николая II: Последнее географическое открытие ХХ века.
В этот день, 4 сентября 1913 года, было совершено последнее великое географическое открытие. Экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого открыла Землю Николая II.
Честь открытия архипелага, расположенного в непосредственной близости от Таймыра, выпала на долю русских военных моряков, которые участвовали в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, совершенного в период в 1910-1915 годы. Попытки пройти тот путь совершали и раньше, но ни одна из них не закончилась успехом.
В России понимали, что нужны были новые суда, способные бороздить те неприступные и суровые территории. Поэтому было поручено построить два однотипных гидрографических судна «Таймыр» и «Вайгач». Создавали их на Невском судостроительном заводе в Петербурге.
Суда представляли собой пароходы ледокольного типа. Сразу, как только их спустили на воду, их тут же зачислили в состав Военно-морского флота России.
Не экспедиция, а разведка?
Так, из Санкт-Петербурга и «Таймыр», и «Вейгач» отправились на Дальний Восток. Сначала обычным путем – через Суэцкий канал, и затем – через Индийский океан. В начале 1910 года суда дошли до Владивостока. Оттуда они уже начали свое полярное путешествие.
Сложность заключалась в том, что они смогли попасть только в район к западу от чукотского селения Уэлен, расположенного вблизи мыса Дежнева. По сути, тогда это была разведка – моряки изучали довольно тяжелые условия хождения в Арктике, делали выводы, составляли маршруты.
Гидрографические работы на этом не останавливались. На следующий год корабли дошли до устья Колымы, а еще через год - до устья Лены и дальше к острову Петра у восточного побережья Таймырского полуострова.
Моряки отмечали, что тяжелые льды в западной части моря Лаптевых, примерно в 150 милях от мыса Челюскина, стали серьезным препятствием, остановив продвижение «Таймыра» и «Вейгача» на запад.
После этого судам пришлось вернуться во Владивосток. Минул еще один год. Исследования продолжались. Тогда судам удалось пройти на запад от Лены.
Как Вилькицкий возглавил экспедицию, или «укрощение» суровых льдов
В пути внезапно заболел начальник экспедиции, и его сменил командир «Таймыра» капитан 1 ранга Борис Вилькицкий. Он был сын начальника Главного гидрографического управления Морского министерства России. А тот, в свою очередь, был известным военным гидрографом и деятелем Русского географического общества генерала А.И. Вилькицкого.
И тогда судну удалось впервые пройти, обогнув Новосибирские острова. Потом «Таймыр» нашел никому неизвестный остров, который позже назвали в честь генерала А.И. Вилькицкого.
Когда работы по описанию западного побережья моря Лаптевых и близ расположенных островов были закончены, «Таймыр» и «Вейгач» подошли к точке, расположенной в 12 милях от мыса Челюскина.
Экипажи собирались двинуться на запад, но сплошные и толстые льды было невозможно «укротить». В итоге Борис Вилькицкий дает команду идти на север – аккурат вдоль кромки ледяного поля.
На этом пути, к северо-востоку от мыса Челюскина, вскоре показалась низменная полоса неизвестной земли. Этого острова не было на карте. Его назвали островом Цесаревича Алексея (позже будет переименован в малый Таймыр), который теперь входит в архипелаг Северная Земля.
Откуда айсберги-гиганты?
Чем севернее, тем суровее – на пути стали попадать айсберги. Их высота достигала до 12 метров. Это было не только неожиданно. Судя по записям в корабельных дневниках, ранее никто из полярников, присутствующих на борту, не видел вблизи полуострова Таймыр плавающих обломков ледников.
3 сентября 1913 года экипажи с обоих судов почти одновременно заметили очертания высокого гористого берега с пятнами снега. «Таймыр» и «Вайгач» приблизились к большому острову.
«Белых пятен» на карте больше не осталось
На следующий день члены экипажей сошли на берег, чтобы присутствовать на торжественной церемонии подъема русского национального флага на вновь открытой земле, названной Землей Императора Николая II.
«Мы установили, что вода на север от мыса Челюскина не широкий океан, как его считали раньше, а узкий пролив. Это открытие само по себе имеет большое значение, оно объясняет много в распределении льдов океана и новое направление Великого пути», – говорил Борис Вилькицкий.
Северная Земля — единственный открытый в ХХ веке архипелаг, а также последний крупный участок суши, нанесённый на карту. После этой масштабной экспедиции на карте не осталось «белых пятен».
Источник: tsargrad.tv
Честь открытия архипелага, расположенного в непосредственной близости от Таймыра, выпала на долю русских военных моряков, которые участвовали в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, совершенного в период в 1910-1915 годы. Попытки пройти тот путь совершали и раньше, но ни одна из них не закончилась успехом.
В России понимали, что нужны были новые суда, способные бороздить те неприступные и суровые территории. Поэтому было поручено построить два однотипных гидрографических судна «Таймыр» и «Вайгач». Создавали их на Невском судостроительном заводе в Петербурге.
Суда представляли собой пароходы ледокольного типа. Сразу, как только их спустили на воду, их тут же зачислили в состав Военно-морского флота России.
Не экспедиция, а разведка?
Так, из Санкт-Петербурга и «Таймыр», и «Вейгач» отправились на Дальний Восток. Сначала обычным путем – через Суэцкий канал, и затем – через Индийский океан. В начале 1910 года суда дошли до Владивостока. Оттуда они уже начали свое полярное путешествие.
Сложность заключалась в том, что они смогли попасть только в район к западу от чукотского селения Уэлен, расположенного вблизи мыса Дежнева. По сути, тогда это была разведка – моряки изучали довольно тяжелые условия хождения в Арктике, делали выводы, составляли маршруты.
Гидрографические работы на этом не останавливались. На следующий год корабли дошли до устья Колымы, а еще через год - до устья Лены и дальше к острову Петра у восточного побережья Таймырского полуострова.
Моряки отмечали, что тяжелые льды в западной части моря Лаптевых, примерно в 150 милях от мыса Челюскина, стали серьезным препятствием, остановив продвижение «Таймыра» и «Вейгача» на запад.
После этого судам пришлось вернуться во Владивосток. Минул еще один год. Исследования продолжались. Тогда судам удалось пройти на запад от Лены.
Как Вилькицкий возглавил экспедицию, или «укрощение» суровых льдов
В пути внезапно заболел начальник экспедиции, и его сменил командир «Таймыра» капитан 1 ранга Борис Вилькицкий. Он был сын начальника Главного гидрографического управления Морского министерства России. А тот, в свою очередь, был известным военным гидрографом и деятелем Русского географического общества генерала А.И. Вилькицкого.
И тогда судну удалось впервые пройти, обогнув Новосибирские острова. Потом «Таймыр» нашел никому неизвестный остров, который позже назвали в честь генерала А.И. Вилькицкого.
Когда работы по описанию западного побережья моря Лаптевых и близ расположенных островов были закончены, «Таймыр» и «Вейгач» подошли к точке, расположенной в 12 милях от мыса Челюскина.
Экипажи собирались двинуться на запад, но сплошные и толстые льды было невозможно «укротить». В итоге Борис Вилькицкий дает команду идти на север – аккурат вдоль кромки ледяного поля.
На этом пути, к северо-востоку от мыса Челюскина, вскоре показалась низменная полоса неизвестной земли. Этого острова не было на карте. Его назвали островом Цесаревича Алексея (позже будет переименован в малый Таймыр), который теперь входит в архипелаг Северная Земля.
Откуда айсберги-гиганты?
Чем севернее, тем суровее – на пути стали попадать айсберги. Их высота достигала до 12 метров. Это было не только неожиданно. Судя по записям в корабельных дневниках, ранее никто из полярников, присутствующих на борту, не видел вблизи полуострова Таймыр плавающих обломков ледников.
3 сентября 1913 года экипажи с обоих судов почти одновременно заметили очертания высокого гористого берега с пятнами снега. «Таймыр» и «Вайгач» приблизились к большому острову.
«Белых пятен» на карте больше не осталось
На следующий день члены экипажей сошли на берег, чтобы присутствовать на торжественной церемонии подъема русского национального флага на вновь открытой земле, названной Землей Императора Николая II.
«Мы установили, что вода на север от мыса Челюскина не широкий океан, как его считали раньше, а узкий пролив. Это открытие само по себе имеет большое значение, оно объясняет много в распределении льдов океана и новое направление Великого пути», – говорил Борис Вилькицкий.
Северная Земля — единственный открытый в ХХ веке архипелаг, а также последний крупный участок суши, нанесённый на карту. После этой масштабной экспедиции на карте не осталось «белых пятен».
Источник: tsargrad.tv