Индустриализация страны
ЦИФРЫ И ДОСТИЖЕНИЯ
IМЕСТО
в мире
по добыче
нефти
платины
асбеста
выплавка
стали
чугуна
меди
в 1894-1913 годах
выросла
В 5 РАЗ
производительность
труда
в 1894-1913 годах
выросла
в 4 раза
российская
промышленность
в 1913 году
27 566
предприятий
ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО СОЗДАВАЛ НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СТРАНЫ. РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА И ЭНЕРГЕТИКИ, НИЗКИЕ ТАМОЖЕННЫЕ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ТАРИФЫ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КАЗЕННЫХ ЗАКАЗОВ, ЛЬГОТНЫХ КРЕДИТОВ, ПРЯМАЯ ПОДДЕРЖКА МАШИНОСТРОЕНИЯ ОБЕСПЕЧИЛИ СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ РОСТ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА. СОЗДАНИЕМ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ МАШИННОЙ ИНДУСТРИИ — ТОПЛИВНОЙ, МАШИНОСТРОЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШИМ РАЗВИТИЕМ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ЗАВЕРШИЛОСЬ ФОРМИРОВАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. К 1914 ГОДУ РОССИЯ ВОШЛА В ПЯТЕРКУ КРУПНЕЙШИХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ДЕРЖАВ МИРА.
ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА
В Российской империи в 1913 году было 27 566 предприятий: угольной отрасли — 568, нефтяной отрасли — 373, металлической отрасли — 3081 (черной металлургии — 533, цветной — 39, металлообработки — 2509), добычи прочих полезных ископаемых — 2428, силикатной — 1979, лесоперерабатывающей — 3075, химической — 589, текстильной — 2587, обработки смешанных веществ и живых продуктов — 1274, пищевкусовой — 11 612.
ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ
Объем производства важнейших видов промышленной продукции в 1913 году: добыча угля — 31,2 млн. т, нефти — 9,3 млн. т, производство кокса – 3,8 млн. т, нефтепродуктов — 6,7 млн т, выплавка чугуна — 4,7 млн. т, стали — 4,92 млн. т, меди — 33,7 тыс. т, производство проката — 4,1 млн т, пиломатериалов — 13,2 млн куб. м, кирпича — 2,34 млрд. штук, портландцемента — 12,7 млн. бочек, паровозов — 654 шт., вагонов — 20 492 шт., двигателей внутреннего сгорания — 114 тыс. шт. Общая стоимость продукции составила 6,522 млрд золотых рублей.
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ МЕТАЛЛУРГИИ
В 1894–1913 годах русская металлургия переживала второе рождение. Только в Южном промышленном районе было построено 17 крупных металлургических заводов с 41 новейшей домной, которые увеличили объем продукции в 7 раз. На Урале были модернизированы Богословский, Выйский и Полевской предприятия цветной металлургии, запущены Пышминско-Ключевской, Калатинский и Таналык-Баймакский заводы.
ЭПОХА В СУДОСТРОЕНИИ
Государь принятием судостроительных программ в 1895, 1898, 1903, 1908, 1912 годах поддержал строительство и модернизацию Путиловской, Усть-Ижорской, Мельграбенской верфей, крупных судостроительных заводов в Санкт-Петербурге и Николаеве.
НАЧИНАЛОСЬ С «РУССО-БАЛТ»
Император Николай II содействовал рождению автомобильной промышленности, проводя курс на автомобилизацию Вооруженных Сил России. В 1909 году Русско-Балтийский вагонный завод приступил к выпуску автомобиля «Руссо-Балт», не уступавшего зарубежным аналогам. В 1910 году в Санкт-Петербурге был основан «Русский автомобильный завод И. П. Пузырева», к 1917 году построены автомобильные заводы «АМО» в Москве и «Лебедев В. А.» в Ярославле.
АВИАПРОМЫШЛЕННОСТЬ — ЗА 8 ЛЕТ
Император Николай II содействовал рождению авиационной промышленности. Указ Государя о создании в 1912 году первой воздухоплавательной части ускорил развитие авиастроения. К 1917 году в стране было построено 19 авиапредприятий, которые в 1914–1917 годах выпустили 5665 самолетов и 1511 авиадвигателей.
БЕНЗОЛ,СУПЕРФОСФАТ И ДРУГОЕ
В эпоху правления Николая II стремительно развивалась химическая промышленность. В России было заново создано производство кальцинированной соды, суперфосфата, минеральных красок. В 1915–1917 годах построено 15 коксобензольных заводов с 1659 печами новейшей конструкции.
ЛИДЕР В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИЙ
Российская промышленность по ряду отраслей (паровозостроение, производство дизельмоторов, теплоходостроение, самолетостроение) вышла на лидирующие позиции в мире в применении научнотехнических новаций к серийному производству. России принадлежит мировой приоритет в разработке вопросов научной организации труда.