22 ноября | 2018
Автор: Admin
Император Николай II: свойства личности. Часть 2.
Государь как личность сложился под сильным влиянием своих Державных Родителей, от которых он «унаследовал ничем непоколебимую веру в Бога, глубокое благочестие, преданность и покровительство Св. Православной Церкви, осознание своего священного долга как Монарха как главного правителя и первого слуги Богом вверенного Его попечению народа российского».
Святитель Иоанн Шанхайский отмечал, что Государь «всегда начинал и заканчивал свой день молитвой. В великие церковные празднества он всегда приобщался, причем смешивался с народом, приступавшим к Великому Таинству, как это было при открытии мощей преподобного Серафима. Он был образец целомудрия и глава образцовой православной семьи».
Следует сказать, что церковность Государя с годами возрастала. Если в начале царствования он редко посещал Всенощные накануне воскресного дня, то позднее сделал это для себя практически обязательным правилом. Постная дисциплина в России была не такой строгой, как при первых Романовых. Царская Семья строго постилась только в первую и последнюю Седмицу Великого Поста. В остальные дни Поста не вкушалось только мясо. Это была обычная практика при Дворе, не вызывавшая осуждения духовенства. Накануне исповеди Императрица Александра Феодоровна писала записки Государю с просьбой о прощении. Исповедь Государя никогда не носила формального характера, что нередко случалось в то время среди представителей правящего класса. В 1916 г. Николай II не стал причащаться на Страстной седмице, так как не хотел исповедоваться у пресвитера Георгия Шавельского, так как боялся, что она «вместо мира и спокойствия душе» принесет обратное.
Генерал Ю.Н. Данилов признавал: «Император Николай был глубоко верующим человеком. В его личном вагоне находилась целая молельная из образов, образков и всяких предметов, имевших отношение к религиозному культу. При объезде в 1904 м году войск, отправлявшихся на Дальний Восток, он накануне смотров долго молился перед очередной иконой, которой затем благословлял уходившую на войну часть. Будучи в Ставке, Государь не пропускал ни одной церковной службы. Стоя впереди, он часто крестился широким крестом и в конце службы неизменно подходил под благословение».
Митрополит Анастасий (Грибановский) указывал: «Это был подлинно Царь православный, в котором воплотились многие евангельские добродетели и прежде всего те, за которые ублажает Христос-Спаситель Своих последователей в Нагорной Проповеди».
Император Николай II воспринимал все стороны своей деятельности, в том числе и политическую через призму христианства. А. Н. Боханов справедливо утверждает: «Для Николая II не было разницы между исполнением личного христианского долга и служением Государя».
В самые тяжелые моменты своей жизни Император Николай II неизменно уповал на Бога. 10 (22) июля 1899 г., отправляясь на похороны своего брата Великого Князя Георгия Александровича, Государь писал супруге: «Мы должны, как обычно, собрать свое мужество и терпеливо нести свой крест, как велит нам Иисус Христос».
Во все праздничные и воскресные дни и накануне их Государь всегда посещал церковь. Николай II говорил протопресвитеру Георгию Шавельскому, что «тяжело бывает на душе, когда не сходишь в праздник в церковь».
Николай II «был большим знатоком родного языка, замечал малейшие ошибки в правописании, а, главное, не терпел употребления иностранных слов».
Николай II был большим ценителем и знатоком древней русской иконописи. 19 марта 1901 г. Государь учредил Комитет попечительства о русской иконописи под председательством графа С.Д. Шереметева.
Заботы Николая II о Церкви Христовой простирались далеко за пределы России. Во многих православных храмах Святой Земли, Святой Горы Афон, Греции, Болгарии, Сербии, Германии, Франции, Италии, Румынии, Черногории, Турции, Египта, Палестины, Сирии, Ливии имеется тот или иной дар Государя. Неоценим вклад Государя в дело развития и укрепления Русской Православной Церкви. За период 1894-1912 гг. в России было построено 7 тыс. 546 храмов (не считая часовен и молитвенных домов), открыто 211 новых мужских и женских монастырей, сооружено 17 храмов за рубежом. К 1917 г. в Русской Православной Церкви осуществляли служение около 150 епископов, более 115 тыс. священников и диаконов и около 30 тыс. монашествующих, на ее территории действовали 67 тыс. храмов и часовен и около 1 тыс. монастырей.
Николай II очень любил церковное пение. Из композиторов он выделял Бортнянского, Турчанинова и Львова, к которым «с детства привыкло его ухо». Царь особенно любил московское богослужение. В Страстную Пятницу он вместе с Царицей приезжал в Первопрестольную и там, ночью, смешивался в храме «с толпой во время выноса Плащаницы в Успенском соборе», стоя рядом «с простыми подданными с зажженными свечами в руках».
Любовь к Богу распространялась у Государя и на весь Божий мир. 20 марта 1908 г. он писал матери: «Дни стоят ослепительные светлые душу радующие. Еще с детства я страстно любил природу и каждый год в это время я чувствую возбуждение и жизнерадостность».
Православная вера не мешала Государю с большим уважением относиться к другим религиям. Любой искренне верующий в Бога человек, пытающийся соблюдать Его заповеди, вызывал в Государе чувство расположения.
В мировоззрении Императора Николая II Православие, Самодержавие и Россия прочно соединялись в единое целое. Вл.И. Гурко отмечал про Николая II: «Главной отличительной чертой его характера была всепроникающая самоотверженная преданность исполнению того, что он почитал своим Царским Делом».
Автор: Петр Мультатули (кандидат исторических наук, биограф Николая II)
Святитель Иоанн Шанхайский отмечал, что Государь «всегда начинал и заканчивал свой день молитвой. В великие церковные празднества он всегда приобщался, причем смешивался с народом, приступавшим к Великому Таинству, как это было при открытии мощей преподобного Серафима. Он был образец целомудрия и глава образцовой православной семьи».
Следует сказать, что церковность Государя с годами возрастала. Если в начале царствования он редко посещал Всенощные накануне воскресного дня, то позднее сделал это для себя практически обязательным правилом. Постная дисциплина в России была не такой строгой, как при первых Романовых. Царская Семья строго постилась только в первую и последнюю Седмицу Великого Поста. В остальные дни Поста не вкушалось только мясо. Это была обычная практика при Дворе, не вызывавшая осуждения духовенства. Накануне исповеди Императрица Александра Феодоровна писала записки Государю с просьбой о прощении. Исповедь Государя никогда не носила формального характера, что нередко случалось в то время среди представителей правящего класса. В 1916 г. Николай II не стал причащаться на Страстной седмице, так как не хотел исповедоваться у пресвитера Георгия Шавельского, так как боялся, что она «вместо мира и спокойствия душе» принесет обратное.
Генерал Ю.Н. Данилов признавал: «Император Николай был глубоко верующим человеком. В его личном вагоне находилась целая молельная из образов, образков и всяких предметов, имевших отношение к религиозному культу. При объезде в 1904 м году войск, отправлявшихся на Дальний Восток, он накануне смотров долго молился перед очередной иконой, которой затем благословлял уходившую на войну часть. Будучи в Ставке, Государь не пропускал ни одной церковной службы. Стоя впереди, он часто крестился широким крестом и в конце службы неизменно подходил под благословение».
Митрополит Анастасий (Грибановский) указывал: «Это был подлинно Царь православный, в котором воплотились многие евангельские добродетели и прежде всего те, за которые ублажает Христос-Спаситель Своих последователей в Нагорной Проповеди».
Император Николай II воспринимал все стороны своей деятельности, в том числе и политическую через призму христианства. А. Н. Боханов справедливо утверждает: «Для Николая II не было разницы между исполнением личного христианского долга и служением Государя».
В самые тяжелые моменты своей жизни Император Николай II неизменно уповал на Бога. 10 (22) июля 1899 г., отправляясь на похороны своего брата Великого Князя Георгия Александровича, Государь писал супруге: «Мы должны, как обычно, собрать свое мужество и терпеливо нести свой крест, как велит нам Иисус Христос».
Во все праздничные и воскресные дни и накануне их Государь всегда посещал церковь. Николай II говорил протопресвитеру Георгию Шавельскому, что «тяжело бывает на душе, когда не сходишь в праздник в церковь».
Николай II «был большим знатоком родного языка, замечал малейшие ошибки в правописании, а, главное, не терпел употребления иностранных слов».
Николай II был большим ценителем и знатоком древней русской иконописи. 19 марта 1901 г. Государь учредил Комитет попечительства о русской иконописи под председательством графа С.Д. Шереметева.
Заботы Николая II о Церкви Христовой простирались далеко за пределы России. Во многих православных храмах Святой Земли, Святой Горы Афон, Греции, Болгарии, Сербии, Германии, Франции, Италии, Румынии, Черногории, Турции, Египта, Палестины, Сирии, Ливии имеется тот или иной дар Государя. Неоценим вклад Государя в дело развития и укрепления Русской Православной Церкви. За период 1894-1912 гг. в России было построено 7 тыс. 546 храмов (не считая часовен и молитвенных домов), открыто 211 новых мужских и женских монастырей, сооружено 17 храмов за рубежом. К 1917 г. в Русской Православной Церкви осуществляли служение около 150 епископов, более 115 тыс. священников и диаконов и около 30 тыс. монашествующих, на ее территории действовали 67 тыс. храмов и часовен и около 1 тыс. монастырей.
Николай II очень любил церковное пение. Из композиторов он выделял Бортнянского, Турчанинова и Львова, к которым «с детства привыкло его ухо». Царь особенно любил московское богослужение. В Страстную Пятницу он вместе с Царицей приезжал в Первопрестольную и там, ночью, смешивался в храме «с толпой во время выноса Плащаницы в Успенском соборе», стоя рядом «с простыми подданными с зажженными свечами в руках».
Любовь к Богу распространялась у Государя и на весь Божий мир. 20 марта 1908 г. он писал матери: «Дни стоят ослепительные светлые душу радующие. Еще с детства я страстно любил природу и каждый год в это время я чувствую возбуждение и жизнерадостность».
Православная вера не мешала Государю с большим уважением относиться к другим религиям. Любой искренне верующий в Бога человек, пытающийся соблюдать Его заповеди, вызывал в Государе чувство расположения.
В мировоззрении Императора Николая II Православие, Самодержавие и Россия прочно соединялись в единое целое. Вл.И. Гурко отмечал про Николая II: «Главной отличительной чертой его характера была всепроникающая самоотверженная преданность исполнению того, что он почитал своим Царским Делом».
Автор: Петр Мультатули (кандидат исторических наук, биограф Николая II)