Император Николай II уделял важное внимание вопросам народного просвещения. Как отмечает историк Сапрыкин: «Эпоха Николая II была временем совершенно беспрецедентного в истории нашей страны внимания к образовательным вопросам со стороны государства. Именно в этот период была построена существующая до настоящего времени “школьная сеть” и созданы организационные и материальные условия для осуществления всеобщего образования. Образование (как и наука и техника) были реальным приоритетом политики Николая II».
В 1899 г. Государем были утверждены две межведомственные комиссии: первая для разработки принципов реформы средней школы и вторая для изучения проблем высшей школы.
Основные принципы реформы образования Император Николай II были сформулировал в двух рескриптах:
1) необходимость «коренного пересмотра и исправления» учебного строя;
2) преодоление отчужденности школы от семьи;
3) целостность образования, как не только умственного, но и нравственного;
4) усиление физического воспитания;
5) умножение профессиональных учебных заведений: начальных, средних, высших;
6) широкое развитие технического образования;
7) национальный характер образования;
8) индивидуализация обучения, адаптация к возрасту, социальным и индивидуальным особенностям учащихся.
По замыслу Государя школа должна была не только и не столько готовить к высшему образованию, но и давать законченное образование. Отдельно разрабатывалась общегосударственная программа введения всеобщего начального обучения.
Государь не считал дело просвещения предметом заботы только государства, указывая, что в этом деле должны помогать «родители и семьи, ближайшим образом обязанные заботиться о своих детях».
В рескрипте, на имя управляющего министерством народного просвещения Зетера, Государь разъяснял свое видение будущей школы: «Моё требование, чтобы в школе с образованием юношества соединялись воспитание его в духе веры, преданности Престолу и Отечеству, и уважению к семье, а также забота о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодежи, приучать ее с ранних лет к порядку и дисциплине». Николай II указывал какой он видит будущее устройство школы: «Я желаю, чтобы она была трех разделов: низшая с законченным курсом образования, средняя школа с законченным образованием и средняя с подготовительным для университета образованием».
9 февраля 1902 г. Николай II указывал: «Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных учебных заведений, а еще больше в средних технических и сельскохозяйственных школах, но с нее вполне достаточно существующих университетов. Принять эту резолюцию как Мое руководящее указание». Уже в 1897 г. Политехнические институты были открыты в Петербурге, Киеве и Варшаве.
6 апреля 1902 г. Николай II писал: «Я ожидаю от учебной администрации и профессоров сердечного и предусмотрительного участия к духовному миру вверенной их попечениям молодежи».
Николай II был одним из первых государственных деятелей, кто осознал первостепенную важность идеологического воспитания молодежи. Государь был убежден, что в учителя должны попадать люди умственно зрелые и нравственно здоровые. В 1903 г. министерство народного просвещения выступило против освобождения от воинской службы учителей народных школ, так как «в противном случае учительский состав пополнится незрелыми, неопытными, физически и нравственно распущенными юношами». Государь всецело с этим согласился и написал резолюцию: «Это было всегда, да и теперь, Моим мнением». На программе специальной комиссии по переустройству системы народного просвещения, Государь начертал: «Надеюсь, что будет также обращено серьезное внимание и на усиление религиозно-нравственного воспитания нашего юношества».
Николай II сочувствовал идее всеобщего образования и много для нее сделал (с 1908 г. первоначальное обучение стало обязательным). Фактически к моменту революции 1917 г. не менее 86 % русской молодежи умели читать и писать.
В царствование Николая II ситуация с образованием коренным образом изменилась, став подлинно народным. К началу Первой мировой войны Российская империя обладала одной из самых «прогрессивных» (открытых для всех социальных слоев общества) систем среднего и высшего образования. Несмотря на трудности и сложности, наука в университетах успешно развивалась, возникали новые научные школы.
Большое значение Государь уделял женскому образованию. На докладе тульского губернатора о желательности более широкого привлечения девочек в народные школы он поставил пометку: «Совершенно согласен с этим. Вопрос этот чрезвычайной важности». В 1897 г. в Петербурге открылся Высший женский медицинский институт, женские курсы открылись и в Москве. Государь на докладе Попечителя Московского учебного округа написал: «Не следует отказывать желающим; пусть русские женщины учатся в России».
В 1904 г. министерство народного просвещения приступило к разработке проекта всеобщего обучения, которое должно было быть введено в течение 10 лет по всей стране. К 1915-1916 гг. реформа народного просвещения, прерываемая смутами и войнами царствования, вышла на свой завершающий этап. Под руководством министра народного просвещения Игнатьева была создана стройная система народного образования. Как пишет Сапрыкин: «Выпускник царской гимназии обычно имел уровень знаний по гуманитарным предметам (языки, историко-филологические, философские дисциплины, право), которого не достигали выпускники соответствующих советских вузов».
При Николае II начальное образование было бесплатным. С 1918 г. планировалось начать введение обязательного бесплатного среднего образования.
Автор: Петр Мультатули (кандидат исторических наук, биограф Николая II)