Император Николай II Александрович. Лекция 6. Реформа системы народного образования
Император Николай II уделял первостепенное значение вопросам народного просвещения. Как отмечает Д.Л. Сапрыкин: «Эпоха Николая II была временем совершенно беспрецедентного в истории нашей страны внимания к образовательным вопросам со стороны государства. Именно в этот период была построена существующая до настоящего времени “школьная сеть” и созданы организационные и материальные условия для осуществления всеобщего образования. Образование (как и наука и техника) были реальным приоритетом политики Николая II». Уже в 1895 г. Государь указал министру И.Д. Делянову на необходимость качественного улучшения средней школы и на недостаточное развитие грамотности среди населения.
Однако намеченная реформа народного образования с первых дней затруднялась волнениями среди университетского студенчества. Н.П. Боголепов, в то время ректор Московского университета, писал в отчёте за 1891—1892 гг.: «Вам известно, какое жалкое зрелище представляет из себя большинство оканчивающих теперь гимназию. Это люди с извращёнными нравственными понятиями, с полнейшим отсутствием знаний, это будущие общественные деятели, проникнутые до такой степени противообщественными стремлениями, что представляют из себя какое-то совсем некультурное общество. <…> Наши профессора в большинстве случаев более чиновники, нежели наставники и руководители молодёжи».
29 декабря 1897 г. умер министр народного просвещения И.Д. Делянов. Незадолго до смерти он встречался с Государем и назвал в качестве своего возможного преемника профессора Н.П. Боголепова. 28 февраля 1898 г. Николай II назначил его министром народного просвещения, предупредив: «Не ожидайте видеть скорых плодов своей деятельности. Наша жизнь так ничтожна и так коротка в сравнении с жизнью целого государства, что каждый государственный деятель в свою короткую жизнь может сделать весьма мало. Тем не менее, надо прилагать все свои силы на общую пользу».
В 1899 г. Государем были утверждены две межведомственные комиссии: первая для разработки принципов реформы средней школы («комиссия Н.П. Боголепова») и вторая для изучения проблем высшей школы («комиссия П.С. Ванновского»).
Император Николай II сформулировал основные принципы реформы образования в рескриптах на имя П.С. Ванновского и Г.Э. Зенгера. Д.Л. Сапрыкин называет следующие принципы этой реформы: 1) необходимость «коренного пересмотра и исправления» учебного строя; 2) преодоление отчужденности школы от семьи; 3) целостность образования, как не только умственного, но и нравственного; 4) усиление физического воспитания; 5) умножение профессиональных учебных заведений: начальных, средних, высших, широкое развитие технического образования; 7) национальный характер образования. По замыслу Государя школа должна была не только и не столько готовить к высшему образованию, но и давать законченное образование. Отдельно разрабатывалась общегосударственная программа введения всеобщего начального обучения.
В феврале 1899 г. в Санкт-Петербургском университете начались студенческие волнения, вылившиеся в массовые уличные беспорядки. Толпа была разогнана полицией. Несколько студентов получили увечья, наиболее активные были арестованы. В ответ на действия полиции 11 февраля в Петербургском университете началась забастовка, которая вскоре перекинулась еще на 30 высших учебных заведений России, охватив более 25 тысяч студентов.
Среди профессоров и министров не было единодушной оценки этих событий. Некоторые из них убеждали Государя, что в действиях студентов «нет никакой политики». Им возражали министры Н.П. Боголепов, И.Л. Горемыкин и генерал А.Н. Куропаткин. Последний заявил, что забастовку «проводит та тёмная, чуждая науке сила, которая сама, оставаясь в стороне, быть может, руководит всем».
31 июля 1899 г. Николай II утвердил «Временные правила об отбывании воинской повинности» для тех студентов, которые были зачинщиками и участниками беспорядков. Такие подлежали «удалению из учебных заведений и зачислению в войска для отбывания воинской повинности». Несмотря на то что «Временные правила» были разработаны при деятельном участии С.Ю. Витте, либеральная интеллигенция обвиняла в них Н.П. Боголепова. В январе 1901 г. министр распорядился применить «Временные правила» в отношении 183 студентов Киевского университета, зачинщиков и участников беспорядков, которые были призваны в армию. Через месяц после этого, 14 февраля 1901 г. Н.П. Боголепов был тяжело ранен выстрелом из револьвера недоучившимся студентом П.В. Карповичем. Государь в своём дневнике записал в тот день: «Муравьёв приехал и сказал мне, что какой-то негодяй выстрелил из револьвера в Боголепова и ранил его серьёзно в шею!». 2 марта 1901 г. Н.П. Боголепов от полученной раны скончался.
4 марта 1901 г. с новой силой вспыхнули беспорядки возле Казанского собора в Петербурге. Толпа в несколько тысяч человек совершила нападение на конных полицейских, кидая в них тяжёлые предметы, камни и мусор. Один из офицеров получил тяжелое ранение. Во время разгона демонстрации было ранено два офицера, двадцать полицейских и четыре казака.
21 марта 1901 г. Государь подписал рескрипт на имя генерал-адъютанта П.С. Ванновского, в котором указывал: «Опыт последних лет указал, однако, на столь существенные недостатки нашего учебного строя, что Я признаю благовременным безотлагательно приступить к коренному его пересмотру и исправлению». Государь не считал дело просвещения предметом заботы только государства, указывая, что в этом деле должны помогать «родители и семьи, ближайшим образом обязанные пещись о своих детях, и тогда скоро наступит время, когда Я и со Мной весь народ будем с гордостью и утешением видеть в молодом поколении твёрдую и верную надежду Отечества и стойкую опору его в будущем».
В другом рескрипте, на имя управляющего министерством народного просвещения Г.Э. Зетера, Государь разъяснял свое видение будущей школы: «Прежде всего, подтверждаю Моё требование, чтобы в школе с образованием юношества соединялись воспитание его в духе веры, преданности Престолу и Отечеству, и уважению к семье, а также забота о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодежи, приучать ее с ранних лет к порядку и дисциплине». Николай II указывал какой он видит будущее устройство школы: «Я желаю, чтобы она была трех разделов: низшая с законченным курсом образования, средняя школа с законченным образованием и средняя с подготовительным для университета образованием».
Николай II считал реформу народного просвещения важнейшим делом, рассчитанным на долгие годы. Он писал Великому Князю Сергею Александровичу: «Я сознаю необходимость переделки всего нашего учебного строя. Мы, безусловно, дожили до того момента, чтобы, положа руку на сердце, сознаться, что дальше теперешнее положение школьного дела продолжаться не может и что поэтому следует вступить на путь твердого и решительного преобразования. Плоды его мы увидим не сейчас, а спустя 10 или 12 лет. Часто я говорил об этом с бедным Боголеповым».
Назначение нового министра народного просвещения стало для Государя нелегкой задачей. 7 марта 1901 г. он писал матери: «Самым важным вопросом является сейчас: кого выбрать на место бедного Боголепова. <…> Но я с грустью должен признаться, что у меня сейчас нет ни одного кандидата. Этот вопрос мне не даёт покоя, потому что именно в теперешнюю минуту страшно нужен такой человек, а где его найти?». За неимением лучшей кандидатуры Николай II назначил новым министром народного просвещения генерал-адъютанта П.С. Ванновского.
Прежде всего, были изданы «Временные правила о студенческих организациях», разрешавшие их создание под контролем университетской администрации и профессуры. Государь был противником открытия новых университетов, так как считал, что их и так достаточно в России. 9 февраля 1902 г. Николай II указывал: «Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных учебных заведений, а ещё больше в средних технических и сельскохозяйственных школах, но с нее вполне достаточно существующих университетов. Принять эту резолюцию как Мое руководящее указание». Вместо университетов Николай II приказал открывать Политехнические институты. Уже в 1897 г. они были открыты в Петербурге, Киеве и Варшаве. С Высочайшего соизволения им было присвоено имя Императора Николая II.
Сколь большое значение придавал Николай II реформе образования видно из его письма к матери: «То, что я делаю, я по совести чувствую, что обязан сделать для России». Николай II понимал, что правильно поставленное народное образование — главный залог поражения революционной идеологии. П.С. Ванновский с этим заданием явно не справлялся. «Ты знаешь, милая Мамà, — писал Государь о Ванновском Марии Феодоровне 21 марта 1902 г., — мои чувства и мое мнение о добром старике. Но у себя спрашиваю, улучшило ли его назначение министром дело нашего образования? Нет, к сожалению, нисколько!».
6 апреля 1902 г. Николай II отправил П.С. Ванновского в отставку, и назначил министром Г.Э. Зенгера. В рескрипте на его имя, написанный собственноручно Царем, главный упор делался на ответственность профессорского состава в обеспечении порядка в университетах. Николай II писал: «Я ожидаю от учебной администрации и профессоров сердечного и предусмотрительного участия к духовному миру вверенной их попечениям молодежи. <…> Беспорядкам, позорящим науку и университеты, которыми в прежнее время справедливо гордилась Россия и губящим столько дорогих Отечеству и мне молодых жизней, должен быть во благо вверенного Мне Богом народа положен конец».
Государь был убежден, что в учителя должны попадать люди умственно зрелые и нравственно здоровые. В 1903 г. министерство народного просвещения выступило против освобождения от воинской службы учителей народных школ, так как «в противном случае учительский состав пополнится незрелыми, неопытными, физически и нравственно распущенными юношами». Государь всецело с этим согласился и написал резолюцию: «Это было всегда, да и теперь, Моим мнением». На программе специальной комиссии по переустройству системы народного просвещения, Государь начертал: «Надеюсь, что будет также обращено серьёзное внимание и на усиление религиозно-нравственного воспитания нашего юношества».
Однако в этом деле Николай II столкнулся вскоре с той же проблемой, что и в других сферах государственной деятельности, — отсутствие нужных людей. Эта нехватка кадров приводила к замедлению всех реформ, намечаемых Царём, а некоторые делала просто невозможными. Так, Николай II очень сочувствовал идее всеобщего образования и много для неё сделал (с 1908 г. первоначальное обучение стало обязательным). Фактически к моменту революции 1917 г. не менее 86 % русской молодежи умели читать и писать. Но народный учитель в своей массе по-прежнему оставался врагом существующего строя. Осознанием этого факта явилась резолюция Николая II на земском предложении 1903 г. ввести всеобщее образование с 1909 г.: «А как справиться с нужным количеством надежных учителей при введении всеобщего обучения?».
Начавшейся перестройке народного образования сопутствовали меры по умиротворению студентов. Для них была разрешена легальная сходка, были смягчены наказания, участвовавших в волнениях, многие студенты из них были возвращены в нормальную общественную жизнь университетов. Но, тем не менее, полностью изгнать из стен высших учебных заведений «темную, чуждую науке силу» правительству не удалось. События 1905 года в полной мере это подтвердили.
В царствование Николая II ситуация с образованием коренным образом изменилась, став подлинно народным. К началу Первой мировой войны Российская империя обладала одной из самых «прогрессивных» (открытых для всех социальных слоев общества) систем среднего и высшего образования Несмотря на трудности и сложности, наука в университетах успешно развивалась, возникали новые научные школы.
Большое значение Государь уделял женскому образованию. На докладе тульского губернатора о желательности более широкого привлечения девочек в народные школы он поставил пометку: «Совершенно согласен с этим. Вопрос этот чрезвычайной важности». В 1897 г. в Петербурге открылся Высший женский медицинский институт, женские курсы открылись и в Москве. Государь на докладе Попечителя Московского учебного округа написал: «Не следует отказывать желающим; пусть русские женщины учатся в России».
В 1904 г. министерство народного просвещения приступило к разработке проекта всеобщего обучения, которое должно было быть введено в течение 10 лет по всей стране. Революция 1905 г. в значительной мере помешала этому проекту.
К 1915—1916 гг. реформа народного просвещения, прерываемая смутами и войнами царствования, вышла на свой завершающий этап. Под руководством министра народного просвещения П.Н. Игнатьева была создана стройная система народного образования. Как пишет Д.Л. Сапрыкин: «Выпускник царской гимназии обычно имел уровень знаний по гуманитарным предметам (языки, историко-филологические, философские дисциплины, право), которого не достигали выпускники соответствующих советских вузов». При Николае II начальное образование было бесплатным. С 1918 г. планировалось начать введение обязательного бесплатного среднего образования.