0 / 0

ОСТАВЬТЕ СВОЙ ОТЗЫВ





ОСТАВЬТЕ СВОЙ ОТЗЫВ





В этот день

Меню

emblem
logo
emblem

Глава 4

Электрификация страны

0 / 0

ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ СТРАНЫ

ЦИФРЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

Iв мире

районная электростанция

«электропередача»

в 1913 году

производство

электроэнергии

ежегодно росло

на 20-25%

Iв мире

лаборатория

высоких

напряжений

в 1904 году

220

электростанций

и гидроэлектростанций

в 1914 году

2 млрд кВт-ч

ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II

ВИДЕЛ В ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СТРАНЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РОСТА ЭКОНОМИКИ И БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАРОДА. В ГОДЫ ЕГО ПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ БЫЛИ СОЗДАНЫ ДВЕ НОВЫЕ ОТРАСЛИ — ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ДАВШИЕ МОЩНЫЙ ТОЛЧОК РАЗВИТИЮ ИНДУСТРИИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА.

КИЛОВАТТЫ ДЛЯ ПЕТЕРБУРГА

При поддержке правительства Николая II в 1896 году на Охтинских пороховых заводах под Санкт­-Петербургом была пущена центральная ГЭС трехфазного переменного тока мощностью 300 кВт — одна из первых в мире. В 1897 году в Санкт-­Петербурге было завершено строительство центральной городской электростанции мощностью 538 кВт.

СВЕТ С РАУШСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ

Император Николай II в 1895 году утвердил строительство на Раушской набережной Московской центральной электростанции, сооруженной в 1897 году. Здесь впервые в Европе была применена новая трехфазная кольцевая система передачи тока, который трансформировался до 120 Вт и доставлялся абонентам. К 1902 году средний тариф за кВт/час снизился вдвое и составил 2 коп. Отмена платы за подключение привела к увеличению числа абонентов, замене дуговых ламп на более дешевые лампы накаливания и распространению электрического освещения в Москве. К 1914 году было установлено 9 паровых турбин, производство электроэнергии увеличилось в 15 раз. В 1912 году протяженность кабелей составила 1,9 тыс. км. К 1913 году электроэнергию станции потребляли 9 тыс. двигателей общей мощностью 51 тыс. л. с.

ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОЕНИЕ

При Императоре Николае II в России было построено 7 электромашиностроительных заводов. Акционерное общество русских электрических заводов «Сименс и Гальске», крупнейшее в России, в 1896 году открыло в Санкт­-Петербурге электротехнический завод. В 1898–1902 годах Общество построило электростанции в Астрахани, Воронеже, Житомире, Нижнем Новгороде, Николаеве, Самаре, Туле. «Сименс и Гальске» установило свыше 1,1 тысячи электродвигателей на железных дорогах, заводах, судах суммарной мощностью 12,8 тыс. л. с., а также системы сигнализации, блокировки, электрические семафоры на 15 основных железнодорожных линиях страны. С 1904 года производились турбогенераторы, трансформаторы.

МИЛЛИАРД ПАССАЖИРОВ ТРАМВАЯ

При Императоре Николае II электрический трамвай стал основным видом городского транспорта. В 1907 году в Москве на Водоотводном канале было завершено строительство новой муниципальной электростанции «Трамвайная» мощностью 6 МВт. В ту пору электрические трамваи уже ходили в обеих столицах и ряде губернских городов России. В 1916 году был отмечен максимум перевозок трамваем в Москве, Петрограде, Киеве, Варшаве, Ростове-на-Дону, Харькове, Екатеринославе — 1,1 млрд пассажиров.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ КРЕЙСЕРОВ

«Всеобщая компания электричества» в 1912–1913 годах поставила электрооборудование для 7 линкоров, 6 крейсеров и 16 миноносцев Императорского флота. В выполнении заказов для военного флота участвовали 6 электротехнических обществ, а также Балтийский судостроительный завод.

Благодаря усилиям правительства Николая II вступили в строй Сестрорецкая, Алавердинская, Порожская, Тургусунская, Чуйская, Каракультукская, Ереванская ГЭС.

РОЖДЕНИЕ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ

Император Николай II поддержал первый опыт создания в Европе будущей энергосистемы. В 1903 году вблизи Ессентуков одновременно со строительством гидроэлек тростанции были сооружены 4 крупные трехфазные воздушные линии электропередачи 8 кВ протяженностью 20 км к Пятигорску, Кисловодску, Ессентукам, Железноводску. В 1909 году было закончено строительство Гиндукушской ГЭС мощностью 1,35 МВт на реке Мургаб в Туркмении. По уровню производства электроэнергии Российская империя входила в четверку передовых держав, таких как США, Германия и Великобритания.

ИНТЕЛЛЕКТ ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Император Николай II в 1899 году присвоил статус вуза Электротехническому институту Императора Александра III, который был ведущим научным учреждением в Европе. Здесь сформировались научные школы в электросвязи, радиотехнике, электротехнике, электроэнергетике, электрохимии. В 1904 году была оборудована первая в России высоковольтная лаборатория (200 кВт). В 1905 году изобретатель радио Александр Попов стал первым выборным директором вуза. В 1910 году в институте был разработан проект Волховской ГЭС. Осуществленная в его стенах в 1916 году первая трансляция низкой частоты на электронных лампах разрешила вопрос дальнего телефонирования.

ПЛАН МЕТРО И БУДУЩЕГО ГОЭЛРО

по указанию Императора Николая II в 1910-1912 годах вблизи Ессентуков одновременно со строительством гидроэлектростанции были сооружены 4 крупные трехфазные воздушные линии электропередачи 8 кВ протяженностью 20 км к Пятигорску, Кисловодску, Ессентукам, Железноводску. В 1909 году было закончено строительство Гиндукушской ГЭС мощностью 1,35 МВт на реке Мургаб в Туркмении. По уровню производства электроэнергии Российская империя входила в четверку передовых держав, таких как США, Германия и Великобритания.

arrow

Загрузка

arrow